Как сегодня характеризуется наука? В качестве ее идеала до сих пор берется естествознание. «Наука, – пишет наш известный науковед, академик РАН В.С. Степин, – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире». Дальше из статьи В. Степина мы узнаем, что в науке не допускается соединение объективного и субъективного (как, например, в искусстве), что истинность научных знаний проверяется в особой практике, научном эксперименте. Сходная позиция и у российского науковеда Е.А. Мамчур. Под наукой она понимает, прежде всего, естественные науки. «Цель науки, – пишет Мамчур, – достижение объективного истинного знания». «Но чем бы помешало представителю sciencestudies признание того, что, в конечном счете, эта заявка у подлинного ученого имеет цель способствовать прогрессу научного исследования, цель которого – познание законов природы».
Другими словами, идеалом науки для В. Степина и Е. Мамчур выступают естественные науки (физика, химия и т.д.), где, действительно, эксперимент обеспечивает не только обоснованность научной концепции и теории, но и возможность дальнейшего использования научных знаний в технике. Но как в этом случае быть с другими типами наук – гуманитарными, социальными, философскими? Например, в гуманитарных науках соединение объективного и субъективного, а также отсутствие экспериментальной проверки – норма научной работы. Следует обратить внимание, что некоторые объекты, которые в XIX в. Уверенно проходили по «ведомству» естествознания, сегодня все чаще попадают в сферу действия гуманитарного познания.
Историческое становление науки в системе общества еще не закончилось, поэтому и само истолкование ее сущности, специфики, состава, структуры, функций до сих пор является объектом дискуссий в философии, науковедении, культурологи. В 60‑х годах XX в. Сложилась целая отрасль исследования науки, которая определяется как науковедение, или «наука о науке». Издано множество работ, проведены серии конференций, посвященных изучению феномена науки, выявлены разные аспекты ее социального бытия: экономические, нравственные, логические, системные, эстетические, психологические, социологические, гендерные и др.
Все это и является объективным основанием для различных субъективных трактовок науки, согласно которым наука – это:
– система знания,
– совокупность результатов познавательной деятельности,
– сама деятельность по производству знаний,
– совокупный общественный интеллект,
– собирательное понятие для всего комплекса наук,
– абстрактно – логическая система знаний,
– система законов мира,
– теоретическое моделирование действительности и пр.
Объединяя все это, можно назвать общее определение науки. Наука (от греч.episteme – знание) – сфера человеческой деятельности, направленной на добывание и осмысления знания.
2. Проблемы современной науки
2.1 Наука в системе типов мировоззрения
На первом этапе бытия человеческого общества освоение внечеловеческой реальности осуществлялось в двух формах: в формах народного (реального) и мифологического (ирреального) освоения. Универсум не всегда поддавался реальному, практическому, здравому освоению, поэтому приходилось осваивать его в ирреальных, символических, мифологических формах.
Так сложились и существуют до сих пор два первых типа мироосвоения (мировоззрения): народный опыт и мифология.
Народный опыт – это традиционалистский тип мироосвоения, система традиций.
Мифология – это символический тип мироосвоения, система символов.
Традиция (обычай, обряд, норма, привычка) и символ (явление, относящее себя своим значением к другому) – это базовые мировоззренческие основания.
В нашей современной жизни мы продолжаем жить по традициям (народный опыт) и по символам (мифы).
Исторически на базе народного опыта сложились еще два типа мироосвоения: философия и наука. Отметим, что они всегда апеллировали к здравому смыслу, к народному опыту, к эмпирически данной реальности.
Философия – это концептуальное мироосвоение, система концепций как абстрактно-теоретических учений.
Наука – это номологическое мироосвоение, система законов как квинтэссенция теоретических положений.
На базе мифологии, в свою очередь, сложилось тоже два типа мироосвоения: религия и искусство.
Религия – это догматическое мироосвоение, система догм как принимаемых на веру положений, не требующих доказательств.
Искусство – это образное мироосвоение, система образов различных видов искусства.
Думается, что не надо доказывать, что в основе религии и в основе искусства лежат мифы разной степени достоверности и отдаленности от реальности.
Таким образом, можно констатировать, что исторически на планете сложилось шесть типов мировоззрения. Эта концепция была сформулирована в 1991 году.
Наука исторически сложилась в системе типов мироосвоения как номологическое образование. Ее цель и специфика – открытие законов универсума (абиотических, биотических и социальных систем). Ни народный опыт, ни религия, ни философия, ни искусство, ни мифология таких задач перед собой не ставят, да и не способны их выполнить.
Это не значит, что наука не вступает во взаимосвязи с другими типами мировоззрения. Эти связи обретают двоякую форму: сотрудничество и конфронтация, что и определяет сущность отношения.
Наука опирается на народный опыт с его здравым смыслом и черпает из него эмпирический материал для своих исследований.
Наука находится в полемическом отношении с религией, исповедует доказательные, эмпирически проверяемые положения. В то же время сама религия нуждается в научном осмыслении ее догматов, поэтому исторически появляется наука о религии – теология.
Наука обращается к искусству в поиске гармонических закономерностей бытия и даже в XX в. вводит в свой арсенал критерий красоты. Художественная деятельность тоже нуждается в научных исследованиях всех ее компонентов, поэтому союз науки и искусства вполне обусловлен. Оппозиция «физики» и «лирики» давно преодолена.
Наука не может не вступать в диалог с мифологическими построениями прошлых эпох и современными оккультными представлениями. Можно лишь констатировать, что эта полемика не носит сегодня массовых и открытых форм.
Наконец, наука всегда определяла свое отношение к философии, и здесь конфронтация обычно разрешалась в пользу философии. Следует отметить основные направления этого отношения:
· Наука дает эмпирический материал для философских обобщений,
· Наука выдвигает мировоззренческие проблемы перед философией,
· Наука обогащает категориальный аппарат философии.
В итоге можно отметить закономерность интеграции всех шести типов мировоззрения, как в системе личности, так и в системе общества. Такова история.
2.2 Онтологические проблемы науки
Обобщение частнонаучных исследований окружающего человека мира позволяет сделать вывод, что как природные, так и социальные системы существуют во взаимосвязях.
Историческая эволюция нашей планеты за миллиарды лет ее существования определила в ее структуре три крупных подсистемы:
– абиотические (неживая природа), основанные на механических, физических и химических взаимодействиях;
– биотические системы (живая природа), представленные многими видами растительных и животных форм, основанные на генетических закономерностях;
– социальные системы (человеческое общество), основанные на социокультурном наследовании человеческого опыта.
Во-первых, пока не существует научных доказательств как теологической, так и космологических концепций происхождения планеты, жизни человека. Эти концепции остаются в состоянии гипотез. Эволюционный подход, основанный на естественнонаучных знаниях, предпочтителен и разделяется большинством ученых.
Во-вторых, кроме тех названных выше подсистем, в универсуме пока ничего не обнаружено. Гипотезы о внеземных цивилизациях, об НЛО и т.п. данными науки не подтверждаются.
В-третьих, между названными тремя подсистемами существует эволюционная детерминация, выражаемая диалектическим законом снятия высшими формами низших:
– закономерности абиотических систем содержаться в снятом виде в биотических;
– закономерности биотических систем содержаться в снятом виде в социальных системах.
Это, в частности, определяет объективные основания для складывания смежных наук: биофизика, биохимия, биомеханика, социальная биология, эргономика и т.п.
С философской точки зрения этот процесс повышения от низшего к высшему может и должен быть прослежен по всем универсальным категориям:
– законосообразное взаимодействие в неживых системах – геносообразное взаимодействие в живых системах – целесообразное взаимодействие в социальных системах;
– взаимодействие – жизнедеятельность – деятельность;
– физическое время – биологическое время – социальное время;
– геометрическое пространство – экологическое пространство – социальное пространство;
– тело – организм – человек;
– элементарное отражение – психика – сознание и т.д.
Такая трактовка универсума с его тремя подсистемами позволяет понять кардинальность двух вечных проблем науки:
А) происхождение жизни (переход от абиотических систем к биотическим);
Б) происхождение человека (переход от биотических систем к социальным).
Важность такого понимания универсума для наук состоит в том, что на этой основе возможна типология ее отрядов, междисциплинарных комплексов:
– естественные науки о неживой и живой природе,