Философская интерпретация политики открывает такие стороны познания, которые зачастую оказываются вне сферы внимания политиков-практиков. В свое время видный русский юрист Е. Спекторский писал: «Каким бы банальным ни казалось ежедневное маленькое дело обиходной юриспруденции, даже оно построено на предпосылках чисто философского знания, и притом величайшей глубины. В деятельности суда есть и этика, и метафизика, и даже теория познания – словом, вся философия».
То же можно сказать относительно любого политического феномена или деятельности политического института. Политическая теория в результате обогащения политической философией получает возможность яснее сознавать свою собственную сущность.
Нормативные концепции и теории обретают в политической философии философское осмысление. Она исследует, каким образом ценности, идеалы, моральные принципы, на которых основываются политические теории, получают рациональные основания. Поэтому практически каждый шаг в реализации властных функций – тема политической философии.
Рассмотрение «политических проблем дня» осуществляется на нескольких уровнях анализа. Опираясь на знание эмпирического материала, конкретных явлений и процессов, политико-философская мысль обобщает их, выделяет закономерное, универсальное, общезначимое и вновь возвращается к частным случаям, организуя их и увязывая с системой других политических и социальных ценностей. Соединение философии и политики в единой дисциплине обеспечивает движение от частного к общему и наоборот. Видный английский философ М. Оакшотт это показал очень убедительно: «рефлексия политической жизни может иметь место на разных уровнях. Она может остаться на уровне определения целей и средств или быть направленной на рассмотрение целей. Ее побудительный мотив может прямо носить политический характер совершенствования политического порядка ради получения мгновенных выгод или же она может быть связана с практикой не столь прямо, выражаясь в общих идеях. Или вновь отталкиваясь от опыта политической жизни, она может устремиться к обобщению этого опыта и доктрин. Рефлексия подвержена переходу от одного уровня на другой в неразрывном движении вслед за настроением мыслителя. Политическая философия может быть понята как то, что происходит, когда движение рефлексии принимает конкретное направление и достигает определенного уровня – это отношение политической жизни, ценностей и целей, свойственных ей, к всеобъемлющим концепциям мироздания, которые принадлежат цивилизации». Таким образом, политическая философия на наиболее высоком уровне абстракции есть рассмотрение «отношения между политикой и вечностью» – извечными проблемами человеческого бытия.
И хотя уровни рефлексии вполне различимы, здесь наиболее важна сама возможность перетекания мысли с одного уровня на другой в неразрывном движении. Поэтому, утверждает другой английский философ Г. Грэхем, «рефлексия предмета философии политики на предписывающем уровне, где находятся политические доктрины и принципы, имеет столько же оснований называться политической философией, как и рефлексия на более высоком уровне абстракции, и легитимность движения с одного уровня на другой – это вопрос, который не может быть разрешен в общем и до рассмотрения конкретных аргументов».
Иными словами, это ярко выраженная практическая философия. «Классическая политическая философия, – подчеркивает Л. Штраусс, – характеризуется тем, что она прямо связана с политической жизнью. Основные вопросы классической политической философии и то, как она их ставила, не были специфически философскими или научными; это были вопросы, поднимаемые в собраниях, советах, клубах и кабинетах, в понятной и знакомой форме, по крайней мере, для разумных взрослых людей, проистекали из каждодневного опыта и употребления». Еще в «Государстве» Платона тематическое обсуждение проблемы справедливости было направлено, прежде всего, на разрешение практических вопросов: всегда ли справедливо возвращать то, что взято у другого человека. Аналогичным образом проблема справедливости у Аристотеля в «Политике» рассматривалась в контексте претензий различных классов на управление полисом.
Необходимо подчеркнуть, что сущность политического отнюдь не исчерпывается конкретно существующими реалиями. Политическая философия имеет своей задачей выяснение природы политических вещей со всеми их атрибутами, такими, как добро и зло, реальное и идеальное, сущее и должное, совершенное и несовершенное, справедливое и несправедливое, подлежащее сохранению или изменению, одобрению или осуждению в политике.
Как отмечал Лео Штраусс, политическая философия представляет собой попытку заменить мнение о природе политических вещей знанием об их природе. Знание о политических вещах включает интерпретацию, трактовки, субъективные оценки. А эти последние, в свою очередь, – выбор или отклонение, одобрение или осуждение этих вещей. Поэтому они не могут быть нейтральными. Их невозможно правильно понять, если они не рассматриваются в терминах добра и зла, справедливости и несправедливости, сущего и должного. Поднимая глубинные вопросы мира политического, философ не может не коснуться основополагающих морально-этических норм, правил человеческого общежития, составляющих сердцевину системы легитимизации большинства существующих форм правления. Прав был Э. Берк, утверждавший, что дело теоретика-философа указать истинные цели государства; дело же политика-практика – найти соответствующие средства для достижения этих целей и успешно пользоваться этими средствами.
Мир политического и политическая философия пронизаны морально-этическим началом. Из этого вытекает, что политическая философия не может не затрагивать аксиологического аспекта мира политического. Более того, можно говорить о политической аксиологии как самостоятельном подразделе политической философии. Вне ценностного измерения политика не только становится аморальной, но и теряет воодушевлящий потенциал и устойчивые ориентиры, вырождаясь в сугубо конъюнктурную деятельность по элементарной схеме «стимул – реакция».
Составной частью политической философии является методология, представляющая собой способ организации исследования. Концептуальный и идейный арсенал методологии, в совокупности составляющий общий подход к решению стоящих перед политической наукой проблем, базируется на мировоззренческих постулатах, разрабатываемых в политической философии.
К основным функциям политической философии можно отнести следующие:
1. Критико-аналитическую, предполагающую теоретическое и философское осмысление происходящих в обществе политических процессов, анализ фундаментальных основ политики, исследование универсальных законов и принципов политики и власти, их институциональных и символических форм, человеческого измерения политики, философского смысла основных концепций политических отношений, структуру власти, этических и ценностных аспектов политики, ее нравственного содержания. Центральная задача философии политики – определение взаимных отношений государственной власти и общества, создание, по выражению Дж. Милля, «двойной узды», сдерживающей и государство и народ.
2. Прогностически-рекомендательную, направленную на формулирование альтернативных целей политического развития применительно к той или иной конкретной ситуации. Попытки заглянуть в будущее всегда занимали видное место в анализе стоящих перед государственными деятелями проблем. Успех или неуспех в предвидении политических событий нередко оборачивается победой или поражением политических замыслов. Речь идет не о простой логической экстраполяции на будущее характерных примет и традиций сегодняшнего дня – для этого подхода будущее обычно оказывается непроницаемым, а о творческом применении выявленных закономерностей и тенденций развития политических процессов с учетом качественных изменений в социокультурной сфере. Опираясь на этот анализ, философия политики дает рекомендации по корректировке и изменению политического курса.
3. Функцию разработки понятийно-категориального аппарата политической науки. Постижение теорий, принципов, мыслей, лежащих в основе мира политического раскрывается в понятиях. «В философии, – писал Т. Гоббс, – определения предшествуют определяемым именам. При обучении философии начинают именно с определений и весь дальнейший процесс приобретения знания сложных вещей осуществляется посредством синтеза, путем сложения понятий».
4. Просветительско-воспитательную, готовящую политическое сознание к возможным изменениям и преобразованиям в обществе. Просвещение позволяет смягчить возникающие в обществе противоречия между своим собственным опытом, зачастую догматизированным господствующей парадигмой, и постоянно обновляющимися теориями, рождающимися из соприкосновения с другими парадигмами и традициями, из переосмысления идейного наследия ушедших эпох и другого опыта. Поэтому одной из важнейших задач политико-философского анализа остается изучение и распространение мирового опыта, сопоставление с ним накопленного теоретического багажа, что способствует формированию новых политических идей и принципов.
Дискуссионным в современной политико-философской науке является вопрос о том, как соотносятся понятия «политическая философия» и «философия политики». Об этом говорят материалы «круглого стола», проведенного журналом «Вопросы философии» и опубликованные в этом журнале в № 4 за 2002 год.
Часть авторов использует эти понятия как синонимы и употребляют их для наименования одной и той же части философско-политических исследований. Среди российских авторов к таковым относятся К.С. Гаджиев, И.А. Гобозов, А.С. Панарин и другие. Некоторые российские философы, например, Б.Г. Капустин, считают, что их необходимо различать. Если философия политики, по его мнению, это некое «приложение» общей философии к предмету политики, то политическая философия представляет собой содержательно и методологически самостоятельный вид знаний. Для политической философии (в отличие от философии политики) «общая философия» – не «царица наук», а «собеседница». Политическая философия, как пишет Б.Г. Капустин, отличается от философии политики тем, что первая не есть «прикладное знание», а скорее саморефлексия политики как политической и исторической практики через ее свободу. В этом смысле политическая философия рефлектирует саму возможность и условия политики, не отделимой от свободы и творчества. Как отмечает Б.Г. Капустин, рефлективность политической философии отличает ее и от политической науки. Последняя «позитивна», ее компетенция – описание того, как функционируют механизмы и процедуры принятия решений и разрешения конфликтов, определяемых в общих чертах заложенными основаниями. Этот материал необходим и политической философии, в качестве того материала, в отношении которого она осуществляет свою критическую рефлексию. Но смысловой вопрос: «зачем?» – не может быть подменен вопросом о технологиях: «как?». Объемное, осмысленное и практически значимое знание о мире политического возникает, таким образом, только в «дуге напряжения» между политической наукой и политической философией.