2) Школа эпикуризма
Основатель данной школы – Эпикур. По своему содержанию эпикуреизм намного богаче кинизма. В этой школе эллинистической философии очень четко разграничивают составные части философии:
а) Физика
Все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий.
б) Логика
Мир чувств признается главным содержанием познания. Чувства – подлинная реальность.
в) Этика
И Бог, и люди состоят из атомов. Человек признается свободным существом, которому для гармонии и счастья необходимо следующее:
- апония (отсутствие телесного страдания);
- атараксия (невозмутимость души);
- дружба как альтернатива политическим отношениям.
Считается, что Боги безразличны к людям, потому что в мире присутствует зло.
3) Школа стоицизма
Основателем является Зенон Китийский.
а) Физика
Признается всепроникновение и всеохватность космоса, единство Бога и природы.
б) Логика
Центр познания находится в представлении, познание происходит с помощью чувств.
в) Этика
Смысл мира познается в представлении, человек считается подверженным космосу. Процесс познания приводит к атараксии, к душевному спокойствию, к невозмутимости. Счастье достижимо только в случае следования космическим и божественным законам.
4) Школа скептицизма
Основатели скептицизма – Пиррон Элидский и Секст Эмпирин. Термин «скептицизм» происходит от греческого слова скепсис – рассмотрение, сомнение, воздержание. Скептики считают своей целью опровержение всех других философских направлений.
а) Физика
Мир признается весьма относительным и непостоянным.
б) Логика
Непостоянность мира приводит к отсутствию истины, к противоречию разума, к лживости чувств. Скептики утверждают, что познание носит вероятный характер.
в) Этика
Также вследствие изменчивости мира не признается наличие ни добра, ни зла. Считается, что человек должен лишь сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.
5) Неоплатонизм
В поздней эллинистической философии зародились идеи неоплатонизма. Основателем данного направления философии был Плотин. Он считал, что центр всего – это душа, существующая в теле. Ум воспринимается как обязательное условие для существования тела. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему космосу. Неоплатоники утверждали и доказывали истинность суждений о переселении душ, об их перевоплощении. Плотин создал концепцию определенной иерархии: Единое – Благо – Мировой Ум – Мировая душа – Материя. Переполняя само себя, Единое Благо постепенно проходит через все, вплоть до Материи. Если же Единого Блага нет, то, значит, нет и добра. Неоплатонизм является последним направлением эллинистической философии.
Заключение
Кратко изучив данный период философии, можно выделить следующие основные черты античной философии:
1. Эллинистическая, даже можно сказать вся античная философия в целом, отличается слитностью, нерасчлененностью проблем. Античный философ распространяет какие-либо проблемы не на какого-то конкретно взятого человека, индивида, а на все человечество в целом.
2. Данная философия космоцентрична, т.е. она охватывает всю вселенную, весь космос, в том числе и человека. Для современной философии эта всеохватность не свойственна
3. Все достижения философии в этом периоде основывались на уровне понятия, познания. Законы же науки были неведомы таким философам как Аристотель и Платон.
4. Этика данной эпохи – преимущественно этика добродетелей, а не этика долга или ценностей.
5. Античная философия весьма функциональна, она призвана помогать людям в их жизни.
6. Античная философия содержательна, важна и велика, именно поэтому она не ушла в историю, а сохраняет свое значение и свою актуальность даже в современности.
Список использованной литературы:
1. Спиркин А.Г.; Философия, учебник, 2-е издание; Москва, Гардарики; 2002
2. Канке В.А.; Философия, издание 4-е, переработанное и дополненное; Москва, издательский дом «Логос»; 2001
3. Философия, курс лекций; под общей редакцией Калашникова В.Л.; 2-е издание; Москва, «ВЛАДОС»; 1999
4. Основы философии; 2-е издание, исправленное; Москва, издательский центр «Академия»; Горелов А.А.; 2004
5. Канке В.А.; Основы философии; Москва, «Логос»; 2001