Смекни!
smekni.com

Основные направления тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики (стр. 4 из 6)

Чеченские сепаратисты со своими дагестанскими единомышленниками предпринимали попытки постепенного силового захвата власти в Республике Дагестан. Конечной целью их замысла ставилось создание на территории Чечни и Дагестана единого исламского государства с последующим выходом из состава Российской Федерации. Кроме Дагестана взгляды экстремистов были устремлены и на другие республики Северного Кавказа. Планировалось поддерживать напряженную ситуацию в зоне осетино-ингушского конфликта.

Действия Правительства Российской Федерации по устранению данной угрозы невоенными мерами не привели к желаемому результату.

В этой связи основным уроком является назревшая необходимость доведения системы обеспечения военной безопасности государства до такого состояния, при котором оно будет способно адекватно и оперативно реагировать не только на внешнюю угрозу, но и на внутренние кризисы. Для этого следует уточнить вопросы, касающиеся применения Вооруженных Сил, других войск в мирное время, и внести соответствующие дополнения в разрабатываемые новые уставные документы, определяющие действия штабов и войск в ходе подготовки и разрешения вооруженных конфликтов.

Основываясь на опыте подготовки и проведения контртеррористической операции действия военно-политического руководства по разрешению внутреннего вооруженного конфликта, на наш взгляд, должны базироваться на следующих принципах:

- принятия исчерпывающих мер для предотвращения и мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития;

- принуждения руководства сепаратистов или враждующих сторон принять условия Правительства посредством политико-дипломатического и финансово-экономического правления, информационного воздействия, правовых и экономических санкций, действий (акций) сил специального назначения, подкрепленных демонстрацией решимости применения военной силы и готовности к ее применению.

Как показал опыт двух чеченских кампаний, мировой опыт борьбы с сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом, для прекращения внутреннего вооруженного конфликта, когда все невоенные меры по разрешению кризиса исчерпаны, необходимо решительно и своевременно применять военную силу с использованием подавляющего превосходства в средствах вооруженной борьбы. В первой чеченской кампании 1994-1996 годов мы с этим опоздали. В результате Чеченская Республика использовала имеющиеся возможности для создания НВФ, их подготовки в течение довольно продолжительного времени.

Практика применения группировок войск (сил) при разрешении вооруженного конфликта в Чеченской Республике показала, что для достижения военно-политических целей на каждом из основных стратегических направлений необходимо под руководством военного округа (ОСК) создавать и применять Объединенные группировки войск (сил). В состав таких группировок должны входить штатные воинские формирования, включающие соединения и части различных видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, а также силы и средства других министерств и ведомств, имеющие общую цель действий и объединенные единой системой управления.

Необходимость создания ОГВ (с) обусловливается:

- недостаточным количеством боеготовых соединений и частей Вооруженных Сил на направлениях с высоким уровнем военной опасности;

- особенностями задач, решаемых совместными усилиями войск (сил) Вооруженных Сил;

- условиями их выполнения.

Кроме того, как показывает опыт использования формирований подобного типа развитыми государствами, они характеризуются высокой эффективностью действий и перспективностью применения.

Для создания ОГВ (с) потребуется решить ряд важных вопросов:

- определение достаточного и сбалансированного ее состава;

- выбор целесообразного способа ее создания;

- установление перечня и определение содержания мероприятий по ее созданию, а также порядка и последовательности их выполнения к установленному времени;

- определение порядка организации правления разнородными войсками и разноведомственными формированиями, взаимодействия между ними, а также всестороннего обеспечения.

Применение войск в существующей организационно-штатной структуре со штатным вооружением и традиционных формах в некоторых случаях может привести к большим жертвам среди мирного населения, значительным разрушениям и экологическим катастрофам. Это вызывает необходимость установления определенных ограничений по составу войск, а также оснащения их высокоточными средствами поражения и оружием нелетального действия.

Состав ОГВ (с), роль и место в ней видов Вооруженных Сил и других войск, а также их техническая оснащенность будут зависеть от характера действий противника, поставленных задач, физико-географических особенностей и удаленности районов боевых действий, реального состояния Вооруженных Сил и других условий обстановки. В состав группировки, намечаемой для участия в вооруженном конфликте, могут быть включены общевойсковые соединения и части, соединения (части) артиллерии, авиации и ПВО из состава военного округа, дислоцированные вблизи района конфликта, а на приморском направлении – и силы флота, а также формирования Пограничных, внутренних войск и Минюста. Такая группировка по своему составу может достигать масштаба общевойсковой армии или корпуса.

Объединение усилий и координацию действий всех участвующих в вооруженном конфликте или локальной войне органов управления, войск, сил и средств, а также различных государственных и местных органов власти следует возлагать на представителя Президента Российской Федерации в административном округе, а по военным вопросам – на командующего военным округом (ОСК).

5. Опыт деятельности оперативных групп, представляющих другие министерства и ведомства в ходе первой и второй кампании, показал, что, в силу своей недостаточной подготовленности к участию в боевых действиях, проводимых по плану операций объединения, они были не в состоянии подготовить целесообразные предложения командирам по применению подчиненных сил и средств в них. Поэтому, с самого начала военного конфликта в Чечне возникла потребность в координации их действий. В результате разобщенности действий оперативных групп срывались сроки проведения военных действий, утрачивалось взаимодействие, и зачастую происходила утечка информации.

Другой, не менее важной проблемой было то, что при отсутствии каких-либо наработок или готовых методик командирам при подготовке операции было практически невозможно организовать взаимодействие со всеми формированиями различных силовых структур одновременно на нескольких направлениях и поддерживать его в ходе ведения операции. Особенно остро этот вопрос стоял при организации и овладении городом.

Особенностью организации взаимодействия явилось то, что в состав группировки входили соединения, части, подразделения с различным предназначением, организационно-штатной структурой, укомплектованностью, вооружением и техникой, отличающиеся своими возможностями и системой управления. Все они предназначались для выполнения задач, возложенных на данное министерство, но, ни одна из них не имела опыта совместных действий.

Поэтому, результаты исследования, условий организации и поддержания взаимодействия формированиями Вооруженных Сил с другими войсками показали необходимость разработки методики работы командующего и управления группировкой войск (сил) по организации их эффективного применения в интересах достижения целей операции.

Особую сложность при подготовке и проведении военных действий представляла организация взаимодействия между частями и подразделениями, оснащенными разнотипными средствами связи. Несовместимость технических средств в различных частях и учреждениях затрудняло создание единой системы связи, вынуждала направлять на пункты управления взаимодействующих соединений, частей и подразделений, технику связи и АСУ Вооруженных Сил. Это вызывало необходимость обмениваться оперативными группами, что в значительной степени увеличивало время осуществления управленческих циклов, количество отрабатываемых документов, отвлекало офицеров от работы по управлению войсками для передачи данных обстановки на пункты управления других войск.

В интересах устранения противоречий, сложившихся между оперативностью процесса управления формированиями ОГВ (с) и взаимодействия, осуществляемого между ними, с одной стороны, и несоответствием технических возможностей их средств управления, с другой стороны, необходимо создать унифицированную технику связи и управления и оснастить ею все войска, привлекаемые для разрешения внутреннего вооруженного конфликта.

6. Военно-политическое решение на применении военной силы в интересах разрешения вооруженного конфликта было принято, однако, отмобилизования частей и подразделений, предназначенных для ввода в Чеченскую Республику, не проводилось. Вместо этого, Генеральный штаб вынужден был встать на порочный путь создания свободных формирования, который по определению не были готовы к боевым действиям вообще, и особенно внутри Российской Федерации. Первая кампания особенно страдала оттого, что в течение длительного времени в бой вводились недоукомплектованные части с личным составом, не имеющим необходимой выучки.

В ходе последующих действий выявилось несовершенство, и даже ущербность нашей системы подготовки и накопления резервов (впрочем, это не явилось неожиданностью для военного командования всех уровней).

Как ни прискорбно это признавать, но в США действует гораздо эффективная система. Рано или поздно и нам придется вводить систему, аналогичную американской, но с учетом нашей потребности, возможностей, географических, национальных и других особенностей. Разумеется, внедрение такой системы подготовки, и накопления резервов потребует дополнительных ассигнований. Кроме этого, потребуется решительный перелом во взглядах и мышлении военных руководителей.