Смекни!
smekni.com

Философия, ее предмет и роль в развитии человека и общества (стр. 2 из 2)

Философ Фома Аквинский (1224/5 - 74) много писал об устройстве человека и о том, что общественные науки (и в частности политика) должны учитывать объективную реальность психологии и физиологии. Такие принципы стимулировали научный поиск, а также и искусства, призванные изображать правду о человеке.

Идеи о разумном использовании и распределении общественных и личных богатств обсуждались еще и античными греческими философами, рекомендовавшими умеренность во всем и справедливость при распределении общественного достояния*.

В упомянутой выше работе Бонавентуры говорится о философии как служанке Теологии, а следовательно религии. Чтобы религиозная доктрина стала понятна, ее нужно представить высоким и ясным языком универсальной рациональности, т.е. философским языком.

_______________________________________________________

*См. Платон, Государство; Аристотель, Никомакийская Этика.

Политические теории Платона, Аристотеля, а позже и Макиавелли, Хобса (Гобса), Локка, Руссо и др. Сильно повлияли на политические события современных им обществ, а также и обществ последующих поколений.

VII

Когда социальные и политические науки отделились уже от философии и стали предлагать свои теории для построения общества, нередко допускались серьезные ошибки, ведущие к несправедливостям и последующим возмущениям теми несправедливостями. Философия всегда старалась рассмотреть проблемы наиболее широко, разумно и беспристрастно, что создавало возможность исправить положение, для начала хотя бы теоретически. Например, рабский строй во многих странах древнего мира сменился на более прогрессивные строи с большими свободами граждан и большей творческой производительностью новых систем.

Когда тираны, вроде Нерона, Наполеона, Ленина, Сталина, Гитлера создавали авторирарные жесточайшие режимы, при которых кровь граждан лилась рекой, слышались голоса беспристрастных мыслителей, вроде Сенеки, Толстого, Владимира Соловьева, Бердяева, Левашова, объяснявших иррациональность предлагаемых идеологий и их неприемлемость для нормальной жизни человеческого общества. Сенека смягчал Нерона долгое время взывая к благородству и высокой ответственности правителей перед народом, что находило отклик в душе римского тирана и толкало его на ряд полезных общественных реформ и удерживало его от многих зверств. Толстой в философских отступлениях своего романа Война и мир (общество) показывал органиченность, и даже смехотворность, способностей французкого императора контролировать реальные события, которые современники ошибочно приписывали его гению. Владимир Соловьев показывал значение для русского духа христьянской идеи и невозможность для него внешних еврейских ценностей мошиаха, мирского правителя, обещавшего рай на земле, но без духовности Христа. Бердяев тоже говорил о русской идее. Как об идее христьянского мессианства, хотя и скорбел о преувеличенной ортодоксии, тормозившей развитие философской мысли в России. Николай Левашов в книге Россия в кривых зеркалах, рассмотрел истоки русской-славянской государственности и трагедидю для нее нашествия еврейства в ХХ веке. Глубокий исторический анализ с идеями философского уровня, отраженные в его книге, вселяют надежды на преодоление последствий геноцида русского народа и разграбления России на протяжении целого столетия. Указывается и документально и теоретически подтверждается основная причина той трагедии.

Все такие теории становятся возможными только, когда ум философски преодолевает ограниченность идеологии, всегда насаждаемой на эмоциональной основе при прижигании рациональности и карах интеллектуалам со стороны тоталитарных правительств.

VIII

Философия это открытый интерпрайс. Именно благодаря своей открытости и неотъемлемому элементу здорового скептицизма, она преодолевает любую ограниченность ортодоксии в науке, искусстве, политике или религии. С преодолением такой ограниченности становится возможным и преодолеть ошибки близорукости определенного парадигма (преобладающей идеологии). Устраняя ошибки старого понимания мы открываем дорогу прогрессивным теориям и технологиям, а также политической практике, при которой большее количество людей получает возможность насладиться свободой и развитием своих талантов. Универсальность философии намекает на универсальную природу человека и мораль, применимую к каждому члену общества. Это стимулирует поиск более справедливых общественных структур.

Если же будут случайно допущены недосмотры и ошибки, то именно философия сумеет справиться с этими недостатками, никогда не испугавшись задать новые вопросы и применить наблюдение и логику, устраняющие ошибки.

Для многих философов философия была средством само- совершенствования. Платон был первым греческим писателем сформулировавшим образ трагического героя, свободного от недостатков. Этим героем был философ Сократ. Занятия философией помогали ему при жизни быть человеком хорошим. Сократ был прекрасным воином, честным гражданином и политическим деятелем, учителем молодежи, утверждавшим универсальный идеал добродетели, базирующейся на разуме и доброй воле. Философ обладал тонким и могучем интеллектом, способным к одновременному рассмотрению многих линий рассуждения на разных уровнях. Даже перед смертью он не покривил душой и принял ее спокойно и достойно, не ненавидя своих соотечественников, которым не хватило ума, чтобы оценить то, что они делали. И в смерти Сократ остался учителем добродетели. Его образ вдохновил многих последующих мыслителей, особенно стоиков, например римского философа Сенеку (2 до Р.Х. - 65). Известный английский философ ХХ века Бертран Рассел даже аргументировал против веры, если она препятствует философскому исследованию. Переделав аргумент Паскаля, говорившего что верить разумно, потому что, если окажется что Бог есть (а ты верил), то ты выигывашь все, а если окажется что его нет, то ты ничего не проиграешь, если же ты не верил, а Бог оказался реальностью, то ты проиграл все, в случае же нереальности Бога, ты ничего не выиграл от своего правильного мнения о Его нереальности, Рассел говорил что, возможно, Божье наказание как раз и коснется верующего, не удосужившегося поразмыслить о наличии у него или отсутствии оснований для веры. Таким образом Рассел подчеркивал разум средством совершенствования души, которое, возможно, приятнее для Бога (если он есть) слепой веры, которую рекомендовали многие священники для спасения души. Без разума, без занятий философией, для Рассела не было спасения души. Хотя Рассел и не любил Платона, может быть за политическую теорию, предложенную в Государстве, он воспринял идеал Платоновского совершенствования души, через занятия философией.

Отсюда мы можем заключить, что философия дейстительно служит средством совершенствования индивидуума, как из сказанного несколько раньше следует, что она совершенствует и общество в целом.

Контрольные вопросы по содержанию

1) Каково значение термина философия?

2) Чем отличается знание от мнения, даже если последнее оказывается правильным?

3) На какие теоретические области подразделяется философия?

4) Где зародилась западная философия? Когда? Какой философ впервые предложил теоретическую логическю основу, сделав тем самым философию возможной?

5) В чем секрет столь разностороннего приложения философии?

6) Как философия может исправлять недостатки частных парадигмов?

7) Платон говорил: “Боги управляют людьми как кукловоды, дергая нас за нити страстей. Однако есть одна нить за которую мы можем потянуть обратно, обеспечив себе хотя бы некоторую свободу. Это есть нить рациональности (разумности)”. Как разум позволяет нам оттянуть себе свободы и перестать быть механическими куклами страстей и мнений?


Библиография

1. Аристотель Метафизика, Никомакийская Этика, Политика

2. Бердяев Н.А., Русская Идея

3. Джеймс У., Ведение в философию, Москва, Издательство “Республика”, 2000.

4. Кудлай А.Л. Проблемы религии, Диалог между священником и философом, О начальных принципах, Популярно о философии, О критерии знания и др. статьи и эссе, электронная библиотека Ладошки, 2006-7 гг.

5. Левашов Николай, Россия в кривых зеркалах, 2007.

6. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А., Платон. Аристотель., Москва, “Молодая Гвардия” 1993.

7. Платон, Государство

8. Рассел Б., Проблемы философии, Москва, Издательство “Республика”, 2000.

9. Владимир Соловьев, КРАТКАЯ ПОВЕСТЬ ОБ АНТИХРИСТЕ

10. Философская Энциклопедия