В гегелевской диалектике, даже с точки зрения "чистого мышления", есть что-то большее, чем просто софистика и схоластические изощрения. "Истина - это не бытие и не ничто, она состоит в том, что бытие не переходит, а перешло в ничто, и ничто не переходит, а перешло в бытие. Но точно так же истина не есть их неразличенность, она состоит в том, что они не одно и то же, что они абсолютно различны, но также нераздельны и неразделимы и что каждое из них непосредственно исчезает в своей противоположности. Их истина есть, следовательно, это движение непосредственного исчезновения одного в другом: становление; такое движение, в котором они оба различны, но благодаря такому различию, которое столь же непосредственно растворилось"[1].
Идеи Гегеля о соотношении разума и практики, теоретической и практической деятельности, его понимание диалектики материального и идеального, указывали на необходимость глубокого материалистического исследования этих вопросов. Гегель впервые включил практику (хотя и понимаемую как "абстрактно-духовный труд") в рассмотрение диалектико-методологических проблем, сделал ее ключевой категорией своей Логики. Последняя, резюмированная в диалектическом методе, есть то средство, которое находится на вооружении субъекта, стоит на его стороне не только как существа мыслящего, познающего, но и действующего, преобразующего действительность. А это значит, что диалектика "принадлежит" не только "теоретической", но и "практической идее", служит (и должна служить) не только средством развития теории, но и орудием "добра", "воли", "жизни" - практически-преобразовательной деятельности.
В работе "Феноменология духа" (1807) уже достаточно четко сформулировано исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество мыслитель трактовал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя и вместе с тем как процесс порождения всей действительности.
В "Феноменологии духа" рассматривается эволюция человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией, до абсолютного знания (философии). Тем самым феноменология предстает как "лестница знания", возводящая индивида от непосредственного обыденного сознания до философского мышления и абсолютного знания.
При этом переход сознания от одной ступени к другой обусловлен противоречием между предметом и знанием о нем, между сущностью и явлением. Следовательно, движение идеи в "Феноменологии духа" - это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая последующая ступень заключает в себе все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком уровне.
Наиболее важные рациональные идеи "Феноменологии духа" состоят в следующем:
Разработка и реализация принципа историзма. Необходимость историзма как закона (принципа) познания вытекает у Гегеля прежде всего из необходимости доказательства исходного пункта его философской системы - идеи о тождестве бытия и мышления. Показывая в "Феноменологии духа" процесс развития абсолютной идеи "от естественного сознания до чистого понятия", где и достигается полное тождество бытия и знания, Гегель в связи с этим формулирует важнейшее методологическое положение о том, что любой результат этого развития не может быть верно познан без правильного понимания того пути, который привел к этому результату. "Действительным целым", по Гегелю, является не "голый результат", а "результат вместе со своим становлением", т.е. со всей предшествующей историей предмета.
Подчеркивание важной роли трудовой деятельности в жизни людей, в том числе в формировании их сознания. Гегель "ухватывает сущность труда", понимает человека как результат его собственного труда. Но это у него "абстрактно-духовный труд". В процессе трудовой деятельности человек, по Гегелю, формирует, "образует" не только вещи, но и себя самого.
Понимание истории как совместной деятельности индивидов, а природы их сознания - как общественного продукта, результата и процесса их социально-исторической деятельности.
Представление философии как целостной развивающейся системы знания. Он считал, что философия может плодотворно развиваться только в рационально-понятийной форме.
Формулирование идеи триадичности (тезис - антитезис - синтез), выявление формы развития - спирали.
Анализ основных форм общественного сознания: философии, религии, искусства, морали (нравственности), правосознания в их взаимосвязи и субординации.
Понимание истины как процесса. По образному выражению Гегеля, "истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком виде спрятана в карман"[2]. Причем истина у него (как "великое слово") тесно связана с заблуждением как своей противоположностью.
Постановка вопроса о социальных антагонизмах - "диалектика господина и раба". Проблеме социальной борьбы угнетенных и угнетаемых, включая предельно острую форму этой борьбы, Гегель уделил значительное внимание, очень сочувственно относился к Великой французской революции.
В развитом виде содержание философской системы Гегеля, сжато изложенное в "Энциклопедии философских наук" (1817), состоит в следующем В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало - абсолютная идея, мировой разум, мировой дух и т.п. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее - в самопознании.
В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа:
развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - "Логика", где идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга логических категорий;
развитие идеи в форме "инобытия", т.е. в форме природы - "Философия природы". Природа служит лишь внешним проявлениям саморазвития логических категорий;
развитие идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории, т.е. в "духе" - "Философия духа". На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Наука логики открывается предварительным понятием, где, во-первых, рассматриваются три отношения мысли к объективности: метафизика, эмпиризм и критическая философия (как две разновидности второго отношения); непосредственное знание. Во-вторых, дается определение логики как науки о мышлении (но не только о формальном), его определениях и законах, формулируется положение о совпадении диалектики. Логики и теории познания, дается разделение Логики на три учения (о бытии, о сущности, о понятии).
Гегель неоднократно подчеркивал, что его Логику нельзя смешивать с обычной, т.е. с созданной Аристотелем формальной логикой. В этой связи, говоря о "логическом" (мышлении вообще), он выделяет три стороны (момента)"всякого логически реального": а) абстрактная, или рассудочная (рассудок); б) диалектическая, или отрицательно-разумная; в) положительно-разумная, диалектика как Логика и теория познания.
Характеризуя эти моменты (стороны), Гегель пишет, что мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и такую ограниченную абстракцию считает обладающей самостоятельным существованием. А если эта "неподвижная определенность" абсолютизируется, то получается догматизм.
Иначе говоря, рассудок - важный необходимый момент мышления, он как "неподвижное мышление", отвлекающееся от развития и взаимосвязи явлений, необходим всегда. Но его возможности нельзя преувеличивать, выдавать его за все мышление в целом.
Поскольку рассудок берет вещи и выражающие их понятия как нечто устойчивое, неизменное, то логикой рассудка является формальная логика, которую Гегель считал очень важной и нужной в пределах ее компетенции.
Диалектический момент есть снятие конечными определениями самих себя и их "переход в свою противоположность". Исторически этот момент выступает в двух формах - скептицизм и софистика. В этом смысле диалектика - принцип всякого движения и жизни.
Положительно-разумное мышление постигает единство определений в их противоположностях, есть то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходах.
Итак, логика Гегеля - это целостная развивающаяся от абстрактного к конкретному система категорий, органическое единство всех трех моментов логического (мышления), но при определяющем значении третьего момента.
Учение о бытии. Учение о бытии начинается с самой общей и абстрактной категории - категории бытия, противоположностью которой является категория "ничто", а их синтезом - категория "становление". Вся гегелевская логика развертывается между этими двумя полюсами - "бытие" и "ничто". Все остальные категории - это посредствующие звенья развертывания данных полюсов.
Становление у Гегеля имеет три аспекта: как синоним категории "развитие"; как выражение процесса создания предпосылок предмета, возникающего на их основе; как характеристика начального этапа уже возникшего предмета.
Важнейшие категории этого учения - качество, количество, мера (единство качества и количества) и скачок. С помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один из важнейших законов диалектики - закон взаимоперехода количественных (постепенных, непрерывных) и качественных (перерывы непрерывности, скачки) изменений.