Новация - нечто новое, новшество.
В культуре индустриального общества преобладает культурный код новация.
Информационное или постиндустриальное общество — это общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся сфера услуг, производство товаров массового потребления и развитие теоретического знания.
Постиндустриальное общество характеризуется сдвигами в формах человеческой деятельности, которая перемещается из сферы промышленности в сферу услуг. Огромное значение приобретает научная деятельность. Широкое использование высоких технологий позволяет создать общество массового потребления. Особую роль в формировании информационного общества сыграли успехи кибернетики (науки об управлении сложными высокоорганизованными системами) и информатики. Современные информационные технологии превратили информацию в меру управляемости системой.
Информационное общество возникает на основе сближения неолиберальных и социалистических ценностей, капиталистической и социалистической систем, их трансформации в «смешанное общество», сочетающее в себе положительные черты обеих систем. Исторический процесс приобретает глобальный характер. Современный мир становится настолько взаимозависимым, что позволяет говорить о формировании всемирной цивилизации. Возрастает упрощенческое значение средств массовой коммуникации, а мгновенность распространения информации позволяет влиять на ход событий.
Формирование глобального качества жизни значительно изменяет социальную структуру, которая становится многомерной и многополюсной. Формируется глобальное гражданское общество, объединяющее людей, которые независимо от гражданства и национальной принадлежности разделяют общечеловеческие ценности.
Демократия из самоцели превращается в условие свободного выбора людьми базовых ценностей. Государство начинает выполнять роль посредника между обществом и гражданами, что приводит к возникновению атмосферы сотрудничества в обществе, в политической сфере.
Развитие информационной инфраструктуры порождает глобализацию повседневного общения и духовной жизни человечества в целом.
В культуре постиндустриального общества преобладает культурный код повторение.
16 Ценности и смысл человеческой жизни
Вопрос:
На что — на разум или на чувство — опирается этика утилитаристов, а на что — этика Канта? Что — последствия или мотивы поступков — важно для этики Канта, а что — для этики утилитаристов?
Ответ:
Утилитаризм (лат. Utilitas - польза) – буржуазная этическая теория, признающая полезность поступка полным критерием его нравственности. Основатель У. Бентам определял его основной принцип как «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей» посредством удовлетворения их частных интересов. При этом нравственность поступка может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в его результате. Перенесение абсолютизированного «принципа пользы» в теорию познания способствовало возникновению прогматизма.
Этика утилитаристов опирается на разум. Для этики утилитаристов важны мотивы поступков, т.е. все поступки рассматриваются с точки зрения пользы.
Кант Иммануил (1724-1804) – немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма.
Философскую систему Канта часто называют критическим идеализмом. По Канту, философия есть форма критики, но критику он понимает весьма своеобразно. Кант не столько критикует в привычном смысле этого слова, сколько выясняет границы соответственно рассудка, способности суждения, воли. По Канту достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено тем, что в нашем сознании налицо «априорные» формы чувственного созерцания, столь же априорные формы или понятия рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятий рассудка, на которых основывается, например, закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций.
Этика Канта опирается на чувство. Для этики Канта важны последствия поступков.
17 Общество и его структура
Вопрос:
Какой социальный институт — государство или право — является основным в политике? Чем — средством или целью политики — выступает власть для Аристотеля, чем — для Макиавелли?
Ответ:
Государство – это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти – законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу.
Право - это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности
Политика, таким образом, представляет собой участие в делах государства, в определении управления его функционирования, в определении форм, задач и содержания деятельности государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также общества в целом условий и способов осуществления власти.
Политическая власть — это тонкое искусство государственного управления.
Основным в политике является государство.
Аристотель (384 – 322 гг.до н. э.) ученый, мыслитель Древней Греции.
Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Аристотель говорил, что понимание и проведение политики предполагает развитые представления о нравственности, добродетелях, знание этики. Значит, для Аристотеля власть выступает целью политики.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо (1469 -1527), итальянский общественный деятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик. В политических трактатах Макиавелли дано теоретическое описание государства, «...теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...» и религии. Государство признаётся высшим проявлением человеческого духа, а служение государству - целью, смыслом и счастьем человеческой жизни. Разделяя традиционное христианское представление об изначальном зле человеческой природы, Макиавелли отводит воспитательные функции не церкви (что было нормой средневекового миросозерцания), а государству. В самом известном трактате Макиавелли «Государь» (1532) описываются способы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, он считает, что все средства дозволены для достижения политических целей. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. По словам Н. Макиавелли, государственная мораль отличается от морали отдельного человека, и государь, желающий удержаться в своем кресле, может и не быть добродетельным, но непременно должен приобрести умение казаться или не казаться таковым, смотря по обстоятельствам. Это он оправдывал тем, что во всех действиях людей, кроме трудностей успеха, есть еще всегда рядом с добром и зло, так тесно с ним связанное, что невозможно пользоваться одним, не подвергаясь другому. Это доказывают все поступки людей. Для Макиавелли власть выступает средством политики.
18 Наука и техника
Вопрос:
Какая техническая революция — неолитическая, промышленная, научно-техническая — когда произошла и к появлению какого типа технологии — аграрной, промышленной, информационной — привела? Появление какой технологии — аграрной, промышленной, информационной — к становлению какого типа общества — индустриального, доиндустриального, постиндустриального — ведет?
Ответ:
Неолитическая революция — переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. Переход от присваивающего хозяйства к производящему был возможен при достижении человеком высокого уровня обработки камня, приемов хозяйственной жизни и элементарных навыков в земледелии и скотоводстве.
Достижения неолита проявлялись в различных сферах: в хозяйственной, деятельной, в общественных отношениях, в родоплеменной организации, в культуре. Приручение животных позволяло использовать их как тягловую силу, а затем применять их шерсть для изготовления одежды и пользоваться их молоком. Несомненным достижением было земледелие. Появление земледелия означало переход от кочевой жизни к оседлой. Появляются первые постоянные поселения.
В общественных отношениях раннеродовая община сменилась позднеродовой во главе с женщиной — прародительницей рода. Подобные отношения называются матриархатом. Таким образом, революционные изменения производительных сил периода неолита в хозяйстве повлияли на трансформацию общественных отношений, создали предпосылки к социальной дифференциации общества, что позднее привело к формированию государственности.