Смекни!
smekni.com

Филосфские и научные взгляды Галена (стр. 4 из 5)

В другом месте Гален писал: «это книга не будет судить и разбираться в тех, кто захочет с ней познакомиться, не будет избегать невежд и сама не отдаст себя в руки люде образованных. Вед и наш Демиург, хорошо зная неблагоприятность подобных людей, однако создает их. Ведь и солнце определяет времена года и доводит до зрелости плоды, нисколько не обращая внимание, как я думаю, ни на Диагора, ни на Анаксагора, ни на Эпикура, ни на других, клевещущих на него». По словам Цицерона, Диагор был атеистом два других были склонны к материализму.

Вот еще некоторые примеры: «нам остается исследовать селезенку о которой Эразистрат говорит, что она была создана без всякой цели по какой-то излишней мудрости. И он не стыдится утверждать, что природа, которая ничего не делает неразумного (это его собственное выражение), создавая такой большой орган совершенно бесполезно».

В спорах с теми, кто отрицает целесообразность в природе, Гален неутомим. «Для того чтобы познать искусство природы, достаточно снаружи рассмотреть все тело животного и дать себе отчет в функциях каждой части, разумеется, если эти люди собираются беспристрастно смотреть и судить о них, а не бранить и клеветать на природу, как враги. Когда же некоторые люди, Эпикур и Асклепиад, попытались положить в основу субстанции тел элементы, несовместимые с искусством природы, они были вынуждены объявить ей войну»

Следует напомнить, что Эпикур, которого Гален так яростно критикует, - выдающийся философ-материалист, о взглядах которого К. Маркс писал в диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Эпикур решительно отвергал божественное вмешательство в развитие природы и человека.

Необходимо отметить, что, вопреки своим идеалистическим установкам, Гален, исследуя объективные законы природы, вскрывая их, пришел к материалистическим выводам, находящимся в непримиримом противоречии с его идеалистическими догмами. Это видно, например, в понимании Галеном тела человека как целого. Этот материалистический подход присущ всем трудам Галена: здесь он следует Гиппократу, на которого и ссылается: «В общей совокупности частей все находится во взаимном согласии и среди частей все содействует деятельности каждой из них».

С этих материалистических идей единства организма и начинается трактат «О назначении частей»: «…подобно тому, как говорят, что всякое животное есть нечто единое, целостное, так как оно имеет определенную форму, свойственную ему, и не имеет ничего общего с другими животными, так и каждая из частей животного, например, глаз, нос, язык, головной мозг, является чем то единым, потому что это часть имеет так же свойственные ей формы».

Важные принципиальные обобщения Галена – зависимость строения тела от образа жизни, связь между формой органа и функцией – лежат в основе его важнейших работ; то что у Гиппократа встречается в виде отдельных мыслей, разрозненных утверждений, положено Галеном в основу его концепции.

В истории медицины достаточно часто идейные позиции Галена сводили к его телеологии, пренебрегая и не желая замечать его материалистических тенденций. Убеждение в том, что в природе все целесообразно, что ее создание безукоризненно прочно, утвердилось в науке и считалось аксиомой на протяжении тысячелетий. Лишь глубокие и смелые исследования И.И. Мечникова, обратившего внимание на дисгармонию человеческой природы и убедительно показавшего, как много нецелесообразного в устройстве человеческого тела, положили конец этой догме. В «Этюдах о природе человека», увидевших свет в 1903 году, проблема дисгармонии человеческого тела рассмотрены И.И. Мечниковым всесторонне и систематически.

Для характеристики Галена важно отметить его склонность к обобщению, к синтезу, философскому рассмотрению любых вопросов, которыми он занимался.

Философ, спокойным взглядом оценивающий мир, сказывается и в известном тезисе Галена, который он приводит во многих своих сочинениях: врач должен только помогать природе – сама природа излечивает. Широта взглядов, понимание взаимозависимости среды и организма, характерны для философа-медика – именно в этом нестареющая, драгоценная часть его учения, его кредо, его понимание медицины. Характерно внимание могущественному оружию врача – подчеркивание важности диеты, гимнастики, ванн, массажа. Однако следует отметить, что разрозненные советы подобного рода встречались и ранее у многих медиков разных школ и эпох, но у Галена эти рекомендации, советы и рецепты входят в систему его взглядов, соответствуют его пониманию здоровья и болезни, его пониманию взаимоотношения организма и среды, его пониманию задач медицины.

Материалистический подход и материалистическая трактовка связи явлений позволяет Галену делать открытия величайшей важности. При знакомстве с системой научной медицины обоснованной Галеном, поражает широта, перспективность, правильное решение многих важнейших вопросов. Это относится, например, к учению о пульсе. В физиологии кровообращения, понимании роли сердца Гален был – с современных позиций – совершенно безграмотен. Учение о животворящей пневме и об особой силе ее – пульсирующей – было также неверным; тем не менее – вопреки всем неверным и идеалистическим взглядам на сердце – Гален имеет огромные заслуги в обосновании важности пульса для диагностических и прогностических целей. Изучению пульса Гален посвятил более 15 трактатов и высоко ценил свои исследования в этой области. Он подчеркивал, что изучение пульса – дело трудное, требующее нередкого дара наблюдений и продолжительных упражнений.

Несмотря на незнание законов кровообращения и на то, что Гален изучал сердце быка, а не человека, ему удалось установить факты первостепенной важности, в частности, он отметил, что предсердия сжимаются раньше желудочков, а прекращают биться последними. Гален правильно рассматривал систолу, как активное сокращение внутренних слоев миокарда.

Колебания Галена между материалистической и идеалистической трактовкой явлений можно обнаружить и в важном вопросе – его понимании пневмы. Учение о пневме было развито Гиппократом, который считал, что пневма – это животворящее вещество. Гален не только взял это учение на вооружение, но развил его, различая пневму физическую, пневму животную, которая управляет вегетативными процессами тела, и, наконец, пневму психическую, душевную, выделяемую мозгом, которая управляет и произвольными движениями, и психическими переживаниями человека. Эта пневма, в его понимании, движется по нервам и переносит ощущения от органов чувств в мозг, а двигательные ощущения к мускулам.

Интересно проследить трактовку пневмы Гиппократом и теми его исследователями, которые под влиянием церкви изгнали из учения и концепций Галена все материалистические элементы. Гален рассматривал пневму как своеобразную материю, составную часть воздуха, стимулирующую жизненные процессы; не зная кислорода, Гален приписывал пневме примерно роль кислорода в организме. После того как в средние века под влиянием церкви идеи Галена были искажены, «урезаны», фальсифицированы, пневму стали называть жизненным духом; иными словами, поразительные материалистические догадки Галена были искажены и забыты.

Философский подход и попытка, исходя из общих теоретических позиций, отыскать частные решения сказываются и там, где Гален советует при диагностировании пользоваться тремя путями при распознавании пораженного органа: 1) исследование частей тела, 2) исследование причины болезни, 3) различие между симптомами. Гален следует Аристотелю каждый раз, когда подчеркивает важность точных, длительных наблюдений. Известны выдающиеся заслуги Галена и в вопросе о роли природы в лечении болезни, например в лечении туберкулеза. Он не только с достаточной определенностью установил виды туберкулеза – начальные, острые формы и формы хронические, - но и отметил важную роль смены условий для больного туберкулезом, успехи лечения в определенных клинических местностях.

Благодаря своим материалистическим позициям экспериментам и наблюдениям Гален поставил анатомию и физиологию на ведущее место в медицине. В данном случае не имеет большого значения то обстоятельство, что открытия его в анатомии были крупным шагом вперед и вошли в науку, в то время как физиологические взгляды были неверны и отвергнуты в последующем наукой. Заслуга Галена в том, что он обосновал необходимость во врачебной деятельности исходить из данных анатомии и физиологии; в его времена факты анатомические и физиологические воспринимались в единстве, а дисциплины, как известно, еще не дифференцировались.

Все сказанное является предпосылкой для понимания еще одной, может быть важнейшей, заслуги Галена – для понимания причин его обращения к вивисекциям и экспериментам на животных, для решения проблем анатомии, физиологии и медицины в целом. И в этом случае Гален выступает как материалист, который учитывает материальные причины физиологических явлений, а не потусторонние сил.

Конечно, не идеалистические воззрения Галена толкнули его на научный подвиг – на применение экспериментов на животных, которые привели к созданию новой дисциплины – экспериментальной физиологии.

Галена с полным правом можно и следует назвать основоположником экспериментальной физиологии – в этом его величайшая заслуга, может быть, наиболее крупная из всех. Имя его было бы бессмертно в медицине, даже если бы он ничего другого больше не сделал. В развитии медицины за многие столетия – от Гиппократа и до Галена – не было ни одного события, которое могло бы сравниться с диалектическим скачком, с проявлением нового качества, которое привнесено было Галеном, применившим эксперимент для выяснения проблем физиологии.