Постоянное, непрерывное подчеркивание, что Гален – идеалист, последователь Платона, что обычно для трудов буржуазных истоков науки, не дает ответа на вопрос, почему же этот идеалист стал революционером в науке, совершил научный подвиг, навсегда поставивший его имя в ряды наиболее выдающихся ученых-медиков мира.
В какой же связи находились общефилософские взгляды Галена с его медицинскими воззрениями ?
Наиболее отчетливо эти взаимоотношения обнаруживаются, когда знакомишься со взглядами Галена на функции головного мозга и центральной нервной системы. Во времена Галена представления о мозге и его функциях было ошибочным, крайне запутанным. «Назначение загадочно, строение загадочно, самое загадочное – его болезни. Открытия, сделанные Галеном и касающиеся роли центральной нервной системы, в частности мозга, были подтверждены экспериментально, имели глубокое принципиальное значение.
4.
В трудах Галена нетрудно обнаружить противоположные, взаимно исключающие точки зрения – там где он, слепо следуя Платону и Аристотелю, говорит о божественной мудрости природы и о целенаправленности всего живого, - и нередко на тех же страницах показывает, как жизненные явления могут быть объяснены, поняты без всякого божественного участия. На трудах Галена можно наблюдать то же, что В.И. Ленин выяснил, анализируя философию Аристотеля, обнаружив наряду с идеализмом материалистические тенденции и черты натурфилософии и теории познания, отметил колебания философа между материализмом и идеализмом.
«Это был ум яркий, философский и обобщающий», - так кратко и точно характеризовал Галена знаменитый Кювье. Философский и обобщающий – такой подход к явлениям жизни характерен для Галена. Он с необыкновенным умением сближал далеко отстоящие явления, подмечал то общее, что им присуще, и делал необходимые и глубокие выводы.
Именно это стремление Галена – философа не ограничиваться частностями, а пытаться давать обобщения, находить более общие причины, более общие закономерности позволило ему объединить, синтезировать анатомо-физиологические данные, известные его предшественникам, добавить свои, добытые в эксперименте, и в конечном итоге внести в медицину, в особенности в ту ее часть, которая касается физиологии нервной системы, концепции и обобщения, обессмертившие его имя и позволившие выделить галеновский этап в развитии медицины. Этот галеновский этап определяется и характеризуется не широковещательными галеновскими догмами, за которые уцепилась и которые подняла, сделала своим знаменем католическая церковь, а корнями , говоря словами В.И. Ленина, растущего живого дерева объективного человеческого познания.
Философский подход, умение отыскивать более общие причины явлений помогли Галену решить эту трудную задачу – создания научной системы врачебного искусства. Научный подвиг Галена – если отстранить на время его частные заслуги в разных отраслях науки – заключается в том, что он сумел обобщить, синтезировать накопленные к его времени естественнонаучные и медицинские знания и на их основе попытался построить систему с единой точкой зрения на природу человека, на его болезни, на меры поддержания здоровья и лечение болезней. Гален-философ помог Галену-медику в создании основ научной медицины, и это вопреки идеалистическим моментам воззрения Галена и благодаря материалистическим струям его творчества, материалистическим устремлениям, материалистической направленности многих исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сорокина Т.С. История медицины. М. ПАИМС, 1994.
2. Бородулин Ф.Р. История медицины. М. Медгиз, 1961.
3. Чикин С.Я. Врачи-философы. М.Медицина, 1990.
4. Клавдий Гален. «О назначении частей человеческого тела». М.Медицина, 1971.
5. Анохин П.К. От Декарта до Павлова М. Медицина, 1975.