41. Сюкияйнен Л.Р. Политическая и правовая мысль Арабского Востока//История политических и правовых учений: Учебник для вузов, изд. 2, стереотип./ Под общей ред. В.С.Нерсесянца- М., Изд. Группа НОРМА ИНФРА, М., 1999, с.736.
42. Усманов М.А. Современные арабские мыслители о Мухаммеде Абдо //Общественные науки в Узбекистане, 1965, № 7, с.45—49.
43. Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии Османской империи (османизм-панисламизм): Х1Х-начало ХХ в. /АН СССР, Ин-т востоковедения -М., ГРВЛ, 1985.
44. Философская энциклопедия / Гл..ред. Ф.В.Константинов- М., Сов.энц., 1962, с.576.
45. Фролова Е.А. Отношение к науке и научному знанию в арабской философии в средние века и в наши дни//Философское наследие народов Востока и современность. /АН СССР, Ин-т философии- М., Наука, гл.ред.вост.лит., 1983, с.244.
46. Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750-1517 гг.) – М., И.Д.»Муравей-Гайд». 1999, с.384.
47. Хакимов И. Аль-Афгани, Джемаль ад-Дин, антиколониальные взгляды и деятельность: Автореф. на соиск. Учен.степ.канд.истор.наук- М., 1971.
48. Хакимов И.М. Антиколониализм Джамаль ад-Дина аль-Афгани на страницах «Аль-Урва аль-вуска» (1884)//Арабские страны. История. Экономика -М., 1970, с.238-248.
49. Хакимов И.М. Взгляды Джемаль ад-Дина Афгани на «иджтихад»//Ташкентский ун-т. Труды. Новая серия. Вып.690- Ташкент, 1983, с.20-29.
50. Хакимов И. Джамаль ад-Дин аль-Афгани, философ и реформатор//Африка и Азия сегодня, 1989, № 12, с.49-50.
51. Хакимов И. Общественно-политическая деятельность Джемаль ад-Дина аль-Афгани и его последователи. :Автореф. На соиск.учен.степ.канд.историч.наук -М., МГУ, 1987.
52. Хакимов И.М. Пребывание мусульманского реформатора и политического деятеля Востока Джамаль ад-Дина Афгани в России (1887-1889)//Страны Ближнего и Среднего Востока. История, Экономика- М., 1972, с.186-193.
53. Хакимов И.М. Современная историографическая ОАР о Джамаль ад-Дине Афгани//Религия и общественная мысль народов Востока.-М., 1971, с.253-262.
54. Холикназаров Х. Антиколониальная и антиимпериалистическая деятельность Джамаль ад-Дина Афгани в Иране//Актуальные проблемы стран Ближнего и Среднего Востока- М., 1986, с.141-149.
55. Холикназаров Х. Борьба Мирзы Малькомхана и Джамаль ад-Дина Афгани против шахского режима в Иране в конце Х1Х в.//Известия АН Таджикской ССР. Серия: Востоковедение, история, философия. 1986, с.17-23, № 3.
56. Холикназаров Х. Общественно-политическая деятельность Джемаль ад-Дина Аль-Афгани и его последователи :Автореф. На соиск.канд.истор.наук,-МГУ, 1987.
57. Шарипова Р.М. Движение исламской солидарности. Основные теоретические концепции//»Исламский фактор» в международных отношениях в Азии-М., Наука, Гл.ред.вост.лит., 1987, с.60-66.
58. Шарипова Р.М. Панисламизм сегодня. Идеология и практика Лиги исламского мира -М., Наука, Гл.ред .вост.лит., 1986, с.139.
59. Яблоков И.Н. Понятие и функции религии//Вестн.Моск.ун-та, сер.13, Востоковедение, 1992, № 4, с.68-74.
60. Гюмюш М.Саддык. Признание английского шпиона и враждебная деятельность англичан против ислама –Б.м. :Ихлас Вакфы Нешрийаты, № 2, 1995, с.138.
61. Массэ А. Ислам. Очерк истории/ Пер. с франц.- изд.3- М., Наука, Гл. ред.вост.лит., 1982, с.190.
62. Мец А. Мусульманский Ренессанс/ Пер. с нем., предисловие, библиография и указатель Д.Е.Бертельса- М., изд-во В.М., 1996, с.554.
63. Янан Фатхи. Ислам: идеи, движения, перемены- М., 1992.
64. The encyclopaedia of Islam. Leidtn, Brill -London, Luzac, 1958. P.248-250.
65. Hourani Albert Arabic thought in the liberal age, 1798-1939- L, 1962. 403 p.
66. Keddi N An Islamic repronse to imperialism.- Los Angeles, Univ. Of California press, 1968, X11. P.45-53.
67. Keddi N Sayyid Yamal ad-Din al At-ghani – Berkley, Univ. Of Californiapress, 1972. P.129-142.
68. Kerr M.H. Islamic Reform the Political and legal Theories of Muhammad Abduh and Rashied Rida. – Berkley. Los Angeles, 1966. P.138.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСЛАМСКИХ
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Авангард ислама (Тална аль-пслям)—марокканская религиозно-политическая организация, действующая в г. Касабланка;
Аль-Акса— незначительная фундаменталистская группировка, действовавшая в Египте в первой половине 80-х годов. (Названа по наименованию мечети Аль-Акса—мусульманской святыни, находящейся в Иерусалиме.)
АМАЛЬ—основанное в июле 1975 г. шиитское движение Oтряды ливанского сопротивления (Афвадж аль-мукавама аль-любнанийя — сокращенно АЛМАЛЬ) .
Ассоциация исламского возрождения (Джамийя аль-баас аль-ислями) —марокканская религиозно-политическая организация, действующая в г. Уджда.
Ассоциация исламской молодежи (Джамийя аш-шабиба ал-ислямийя) — марокканская религиозно-политическая организация, возникшая в первой половине 70-х годов. Основана Абдель-кримом Мути и Брахимом Камалем. В последующем раскололась, отдельные ячейки организации продолжают существовать.
Ассоциация истины (Джамаа аль-хакк)—одно из самоназваний организации Обвинение в неверии и уход от мира.
Ассоциация наставления на правильный путь, (Джамийя аль-иршад)—легальное прикрытие «братьев-мусульман» в Kyвейте в период британского протектората.
Ассоциация призыва к истине (Джамаа ад-даава иля-ль-хакк) —-одно из самоназвание организации Обвинение в неверии и уход от мира.
Ассоциация реформы (Джамийя аль-ислах) —легальное прикрытие «Братьев мусульман» в Кувейте после достижения независимости и до настоящего времени.
Ассоциация сохранения Корана (Джамийя тахфиз аль-Куран)—основанная в 1970 г. в Тунисе просветительская организация, принявшая в дальнейшем религиозно-политический) характер.
Борцы за веру (Аль-Муджахидун)—проиранская шиитская НРПО, входящая в Высший совет исламской революции в Ираке.
Борцы за свободу (Аль-Муджахидун мин аджль аль-хуррийя)—группа, которая в июле 1987 г. взяла на себя ответственность за похищение в Бейруте в январе 1987 г. двух западногерманских гражлан - Рудольфа Кордеса и Альфреда Шмидта. Деятельность группы в предшествующий период не зарегистрирована.
Братское семейство (Усра ат-таахи)—-религиозная ассоциация, образованная в 60-е годы в Ливане шиитским религиозным деятелем Мухаммадом Хусейном Фадляллой, духовным отцом Партии Аллаха.
Братство священной борьбы—небольшая по размерам НРПО, разгромленная в Египте в 1977 г.
Братья-мусульмане (Аль-Ихван аль-муслимун) —религиозно-политическая организация, основанная в 1928 г. (или в 1929 г.) Хасаном аль-Ванна, учителем, ставшим в последующем «верховным наставником» «братства». Организация действовала первоначально в г. Исмаилийя. В настоящее время является всеарабской. Борется за создание религиозного исламского государства в арабских странах.
Братья-республиканцы (Аль-Ихван аль-джумхурийюн) —•суданская НРПО, враждебна «Братьям-мусульманам».
Бригады джихада—группа, давшая о себе знать единственный раз в апреле 1988 г. (взрыв в американском армейском клубе в Неаполе, 5 убитых, 17 раненых).
Бригады Мусы ас-Садра—ливанская шиитская НРПО. Едниственнал известная ее акция—взрыв в ливийском посольстве в Бейруте в июле 1984 г.
Бригады Хайбара—ливанский филиал—организация, первоначально взявшая на себя ответственность за похищение в апреле 1984 г. секретаря французского культурного центра в Бейруте Даниэль Перез и ее отца—ответственного за протокол в посольстве Франции Марселя Картона. Д. Перез была освобождена без условий. М. Картон оставался заложником до мая 1988 г., освобожден вместе с М. Фонтеном и Ж.-П. Кофманом. Переговоры о них с французскими представителями вел Исламский джихид. Бригады Хайбара больше не давали о себе знать. Xaйбap—название оазиса на Аравийском полуострове, в котором во времена пророка Мухаммада жили иудеи, изгнанные оттуда в 635 г.
Боевой авангард (Ат-Талиа аль-мукатиля)—экстремистская группировка, отколовшаяся в 1981 г. от сирийских «братьев-мусульман».
Воинство Аллаха (Джунд Аллах)—военизированная группировка, существовавшая в Сирии (г. Хомс и др.) в середине 60-х годов.
Воинство Аллаха (Джуид Аллах)—суннитская НРПО в г. Триполи, па севере Ливана, возглавляемая Канааном Наджи. В 1985 г. пошла в Движение единобожия (Харака ат-тавхид), руководимое шейхом Саидом Шаабаном.
Воинство имама (Джуид аль-имам)—проиранская шиитская НРПО, входящая в Высший совет исламской революции в Ираке.
Воины Аллаха (или Солдаты Аллаха) (Джуид Аллах) — военизированные суннитские группы, действовавшие в г. Триполи (Север Ливана) в 1983—1985 гг. в союзе с Партией единобожия.
Высший совет исламской революции в Ираке (Аль-Маджлис яль-ааля ли-с-савра аль-ислямийя фи-ль-Ирак) —основанное в ноябре 1982 г. в Тегеране объединение проиранских шиитских НРПО, оппозиционных баасистскому режиму в Ираке. В Высший совет входят такие организации, как Партия призыва, Организация исламского действия. Воинство имама, Борцы за веру, Партия Аллаха.
Группа Джухаймана (Джамаа Джухайман)—экстремистская группировка, отколовшаяся от действующей в Саудовской Аравии Группы подражания благодетельным предкам. Единственная акция—вооруженная попытка захвата мекканского храмa в ноябре 1979 г., после которой группировка была уничтожена.
Группа исламской культуры (Джамаа ас-сакафа аль-ислямийя)—религиозно-политическая группа, существовавшая в начале 30-х годов в Каире под руководством Абд-ар-Рахмана аль-Банны, брата основателя ассоциации «Братьев-мусульман» Xacaнa аль-Банны. В 1932 г. влилась в ассоциацию.
Группа Мустафы аль-Марджави—группировка, ставившая своей целью установление исламской республики в Марокко вооруженным путем. Распалась после казни ее руководителя в 1984 г.
Группа подражания благочестивым предкам (Джамаа ас-саляф ас-салих)—религиозная ассоциация в Саудовской Аравии.
Группа предупреждения о грядущем страшном суде (Джамаа ат-таблиг)—религиозная ассоциация в Саудовской Аравии.
Группа предупреждения о грядущем Страшном суде (Джамaa ат-таблиг)—религиозные группы, возникшие в Тунисе в первой половине 70-х годов. Считается, что группы связаны с Пакистаном. Члены группы нередко поселяются в уединенных местах или в мечетях. Пропаганда осуществляется подвижными тройками, состоящими из «эмира» (амир), «гида» (далиль) и «проповедника» (хатыб). В пропаганде основной упор делается на нравственное самосовершенствование мусульманина. Зарегистрировано появление подобных групп в Алжире и в других странах Северной Африки.