Смекни!
smekni.com

Формы познания (стр. 1 из 2)

РЕФЕРАТ

по курсу «Философия»

по теме «Формы познания»


1. Чувственное познание

Познание начинается с ощущений как наиболее простой и непосредственной формы отражения мира человеком. Непосредственность придает ощущениям качество достоверности. На уровне ощущений человек будь это его собственный внутренний или внешний мир — убеждается в их реальности. Используя слух, зрение, обоняние, вкус, осязание, он способен проверять одни ощущения другими, сопоставляя, сравнивая и, если нужно, исправляя их. Зрительные ощущения сопоставляются со слуховыми, данные, получаемые осязанием, могут быть дополнены вкусовыми и т.д. Совокупность свойств предметов, отражаемых ощущениями, формируя представление о целостном предмете, обнаруживает его качество. Ощущение округлости предмета не достаточно для понимания его качества. Если к ощущению округлости добавляются запах, оранжевый цвет, сладкий вкус, ошибиться уже трудно. Ясно, что перед нами не что иное, как апельсин. Опыт предшествующих ощущений, двигательных операций с данным предметом помогает человеку превратить совокупность ощущений в целостное представление о предмете — восприятие.

Опыт человека дает достаточно надежные основания для проверки правильности ощущений, т.е. их соответствия действительности. Благодаря многократным личным ощущениям и общечеловеческому опыту, аккумулированному в знании, в понятиях, человек получает относительно правильное отражение мира, включая и собственное внутреннее состояние: боль, жажду, голод, чувственное наслаждение и т.п. Благодаря ощущениям твердости, тяжести, шероховатости, остроты, температуры, звуков, запахов и т.д. человек способен уловить все разнообразие внешнего мира, а также свою причастность к этому миру. Ощущения выступают первым и исключительным средством связи человека с окружающим миром. Поэтому именно они дают представление о его многообразии. Нельзя, однако, сказать, что в мире человеческих ощущений все «тропинки уже исхожены», и мы все знаем о возможностях человека (равно как и животных). Органы чувств человека адаптированы к восприятию тех диапазонов, которые можно назвать средними в окружающем макромире. Так, человеческое зрение приспособлено к интервалам, находящимся между ультрафиолетовым и инфракрасным, а пчелы воспринимают предметы в ультрафиолетовом спектре. Они легко находят нектар, не отличая красного цвета от черного. Ухо человека воспринимает в среднем 14 000 колебаний в секунду, тогда как летучие мыши издают и воспринимают звуки с частотой 100 000 колебаний в секунду (ультразвук) Если бы мы могли слышать их короткие вскрики летним вечером, то воспринимали бы их как звук двигателей реактивного самолета, причем на весьма близком расстоянии.

Известна высокая чувствительность некоторых рыб к электрическому полю. Африканский пресноводный гимнарх, например, испускает непрерывный поток слабых электрических разрядов, приближающихся к 300 импульсам в секунду. Во время разряда рыба в окружающем пространстве создает электрическое поле и ощущает слабые его искажения поверхностью своего тела. И хотя физиологический принцип действия таких органов чувств пока не известен, вполне доказана их высокая чувствительность.

Что же можно сказать по поводу ощущений, которые выходят за пределы возможностей известных нам органов чувств, на основании ныне существующих данных об особенностях ощущений у животных? «Мир,— пишет Н. Тинберген,— выглядит для нас таким, каким позволяют видеть его наши органы чувств. Восприятие разных животных неодинаково, так как диапазоны чувствительности их органов чувств различны».

Вовсе не исключено поэтому существование и у людей подобных «экстрасенсорных» способностей. Однако изучение ощущений у животных дает возможность взглянуть на эти вопросы значительно шире.

Бушменам, например, удается получить полезную для жизни информацию именно теми путями, которые можно было бы назвать экстрасенсорными. Еще не видя антилопы — предмета своей охоты, бушмен может правильно определить, что она появится в определенном месте и в определенное время. Известные эмпирические подтверждения наличия системы экстрасенсорного восприятия дают, например, шаманизм у северных народов России, лечебная практика китайских медиков, воздействующих на биологически активные точки, расположенные на так называемых меридианах движения энергии «ци». Известный специалист в области цигун-терапии пишет по этому поводу: В «организме человека ци циркулирует по меридианам (каналам), это традиционное понятие в восточной медицине, не имеющее анатомического аналога. Связать систему меридианов с анатомией человека и увидеть ее практически невозможно, однако говорить о мистическом происхождении каналов нельзя, так как из века в век, воздействуя на организм больного человека посредством системы меридианов, восточные медики добивались прекрасных результатов. Это не отрицают и европейские специалисты, изучавшие основы восточной медицины».

В соответствии с этой традицией ци составляет основу жизнедеятельности человека, его жизненную энергию. Она малодоступна непосредственному восприятию. Обычный человек по свидетельству специалистов лишь при специальной предварительной подготовке способен ощутить циркуляцию этой энергии, хотя мы постоянно сталкиваемся с последствиями ее правильного или неправильного функционирования.

Таким образом, если определить орган чувств живого существа как нечто такое, что поставляет информацию о внешнем мире, то никакого внечувственного экстрасенсорного восприятия быть не может. Однако если этот термин применить к процессам, нам еще не известным, то оно имеет весьма важный смысл, отражающий широко распространенное явление экстрасенсорного восприятия среди живых существ. И.А. Бескова, отстаивая свою концепцию сознания как «универсальной силы» природы, пишет: «...То, что у современного человека установлены и изучены традиционные органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание),— еще не основание для того, чтобы считать, что другими каналами поступления информации он никогда не располагал и сегодня не располагает. Животный мир демонстрирует гигантское разнообразие неизвестных нам ранее форм восприятия и ощущения. И даже если многие из них не представлены у человека, в принципе они возможны. И то, что современная наука пока не понимает, как они организованы и функционируют, вовсе не портит их и не служит основанием для их отвержения».

Оставив вопрос о сознании как «универсальной силе» природы на дальнейшие исследования, можно вполне согласиться с такой методологической нацеленностью концепции И.А. Бесковой на изучение некоторых загадочных явлений человеческого сознания.

Однако обратим теперь внимание на более высокий его пласт, «надстраивающийся» над ощущениями. В отличие от ощущений восприятия представляют не раздробленный на отдельные свойства, а целостный предмет. Возникающие при восприятии предметов внешнего мира образы обладают целостностью. Уже на уровне ощущений в психике человека не просто фиксируются отдельные свойства предмета или их неупорядоченная совокупность, а происходит определенная организация, синтез многообразных чувственных впечатлений. Однако такой синтез требует избирательности. На этой стадии познания мира сознание человека отделяет существенное от несущественного, постоянное от изменяющегося, качество от свойств, целое от части. В восприятии как целостном образе предмета находят отражение не все, а лишь значимые для субъекта в той или иной конкретной ситуации свойства предмета.

Восприятия имеют родовой характер в том смысле, что все воспринимаемое относится к некоторому классу предметов и лишь через него приобретает свое значение. Это так называемый акт категоризации. Субъект осуществляет отбор, отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории: «звук», «прикосновение», «боль» и т.д. Это само по себе свидетельствует о том, что в процесс образования восприятия активно вмешивается понятийная деятельность, т.е. рациональное мышление.

Категоризация объекта в процессе восприятия служит основой для соответствующей организации действий, направленных на объект. Действие с предметом позволяют проверить соответствие восприятий действительности. Обучаясь восприятию, мы усваиваем отношение, существующее между наблюдаемыми свойствами и событиями, усваиваем соответствующие категории, системы категории, учимся предсказывать наступление того или иного события.

Правильное восприятие в неоптимальных условиях основано на способности человека соотносить внешний раздражитель с соответствующей системой кодирования. Когда информация фрагментарна, человек восстанавливает недостающие звенья сообщения с помощью кода, с которым связана сохраняющаяся часть этого сообщения. Если оказывается, что избранная кодовая система не соответствует сообщению, результатом будет ошибка в восприятии.

Таким образом, восприятие можно определить как процесс категоризации ощущений, в ходе которого субъект осуществляет логический вывод, относя сигналы к определенной категории. Результаты такой категоризации имеют репрезентативный характер, т.е. обнаруживают большую или меньшую степень соответствия реальному миру, на который нацелено внимание субъекта. Отнесение предмета или события к определенной категории (классу) предметов позволяет выходить за пределы непосредственных ощущений, предсказывать другие, еще не воспринимаемые свойства данного предмета. « Говоря о том, что восприятие представляет собой внешний мир,— пишет известный американский психолог Дж. Брунер, - мы имеем в виду адекватность системы категорий у данного лица, которая позволяет ему делать выводы о характере наблюдаемых событий и тем самым выходить за пределы непосредственно воспринимаемых событий и делать правильные предсказания о других, ненаблюдаемых».