Чем особенно отличается Я от Оно, так это стремлением к синтезу своих содержаний к обобщению и унификации своих психических процессов, которое совершенно отсутствует у Оно. Я в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно – неукротимые страсти. Я является лишь частью Оно, частью, целесообразно измененной близостью к грозящему опасностями внешнему миру. В динамическом отношении оно слабо, свою энергию заимствовало у Оно.
Привязанность к объектам исходит из инстинктивных притязаний Оно. Я сначала их регистрирует. Но, идентифицируясь с объектом, оно предлагает себя Оно вместо объекта, желая направить либидо Оно на себя. Мы уже знаем, что в процессе жизни Я принимает в себя большое число остатков бывшей привязанности к объектам. Я должно проводить в жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, при которых эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение Я к Оно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определить цель и направление. Но между Я и Оно слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направить скакуна туда, куда тому вздумается.
8). Почему Фрейд определяет «Я» как несчастное и бедное?
Бедному Я очень тяжело, оно служит трем строгим властелинам, стараясь привести их притязания и требования в согласие между собой. Притязания все время расходятся, часто кажутся несовместимыми: неудивительно, что Я часто не справляется с работой. Внешний мир, Сверх - Я и Оно – три тирана. Я чувствует себя стесненным с трех сторон, ему грозят три опасности, на которые оно, будучи в стесненном положении, реагирует проявлением страха.
9). Как реагирует «Я» на зависимость от других сфер психики?
В своем стремлении посредничать между Оно и реальностью Я часто вынуждено одевать бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывать конфликты Оно с реальностью, с дипломатической неискренностью разыгрывать оглядку на реальность, даже если Оно упорствует и не сдается. С другой стороны, за ним на каждом шагу наблюдает строгое Сверх - Я, которое предписывает ему определенные нормы поведения, невзирая на трудности со стороны Оно и внешнего мира, и наказывает его в случае непослушания напряженным чувством неполноценности и сознания вины. Так Я, движимое Оно, стесненное Сверх - Я, отталкиваемое реальностью, прилагает все усилия для выполнения своей экономической задачи установления гармонии между силами и влияниями, которые действуют в нем и на него.
10). Что такое «Сверх – Я»? Каковы его функции?
Идеал Я является выражением наиболее мощных движений в наиболее важных судеб либидо в Оно. Вследствие установления Идеала Я, Я овладело комплексами и одновременно само себя подчинило Оно. В то время как Я, в основном, является представителем внешнего мира, реальности, — Сверх - Я противостоит ему как поверенный внутреннего мира, мира Оно. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх – Я, невротический страх перед силой страстей в Оно.
11). Какова цель психоанализа?
Цель психоанализа – укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх – Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. Там где было Оно, должно стать Я.
Список использованных источников и литература
1). Фрейд З. Сознание и бессознательное // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.
2). Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ (лекции 1-15).
3). Зигмунд ФРЕЙД «Я И ОНО».
4). Ресурс Интернета http://graf-shakir.narod.ru/Knigi/F.html.