Смекни!
smekni.com

Фридрих Ницше "Так говорил Заратустра" (стр. 4 из 5)

Заратустра - это не сверхчеловек, это “мост” к сверхчеловеку. Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек - это новый “культ личности”, далеко выходящий за рамки “культа личности” обычных людей и легший в основу мифологии Ницше, изложенной более полно в “Сверхчеловеке».

Людей пропитанных идеей «сверхчеловека» показал Достоевский в своем романе «Бесы». Страшная сила помещает Кириллова из “Бесов” Достоевского в желтую камеру добровольного суицида — если “Бога нет, то мы — Боги” — говорит Кириллов. К этой чудовищной, невыносимой мысли медленно и тяжело идет Фридрих Ницше. Для полноценной Традиции фраза о “смерти Бога” не означала ровным счетом ничего — в ней не было бы ни кощунства, ни парадокса, ни святотатства. Бог умирает и в христианстве. Именно Бог и именно от сострадания к людям.

Заключение. Фридрих Ницше был замечательным явлением в философии иррационализма, он настаивает на том, что человечество как род не прогрессирует. Более того, оно деградирует; человеческое общество, культура человечества находятся в состоянии упадка. Человечество испорчено — прежде всего в том смысле, что род человеческий теряет свои инстинкты, перестает сохранять и совершенствовать себя; он выбирает, предпочитает то, что ему вредно. Наше столетие, к сожалению, пока не опровергает, а скорее подтверждает эту печальную констатацию. В XX в. из-за ядерного оружия и экологической катастрофы человечество оказалось перед самой страшной угрозой для самого существования человеческого рода и всего живого на Земле. Пытаясь выяснить причины деградации рода человеческого, Ницше утверждает: кратким "мигом" своего земного бытия молодое еще человечество пока распоряжалось самым пагубным образом. Уже случившиеся и грядущие катастрофы — это расплата за тысячелетия, когда европейское человечество отдало себя во власть христианских религии и морали. Ницше — один из самых яростных критиков религии и морали христианства. Эта критика в значительной степени совпадает с проблематикой «генеалогии морали», которая мыслится у Ницше как исследование, выясняющее, «откуда, собственно, берут свое начало наши добро и зло»[48]. Из-за влияния христианства человечество выбрало путь сострадания слабым. Это вызывает осуждение Ницше. Почему? «Сострадание, — утверждает он, — противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует угнетающим образом»[49] ("Антихрист". Афоризм 7). Христианская мораль льстит человеку, она насквозь лицемерна, ибо не говорит людям правды. А правда, согласно Ницше, состоит в том, что человек был диким животным на заре христианства и остается таковым на последующих этапах истории. Между тем христианство и гуманистическая мораль фальшиво объявляют человека, всегда готового впасть в дикость, венцом творения. В социальном плане христианство и гуманизм тоже были и остаются опасной ловушкой для человеческого рода: именем Бога оправдывалось и даже освящалось насилие слабых над сильными, восстание рабов против «благородных сословий». Показав все недостатки христьянской религии, Ф.Ницше предложил свою религию – «сверхчеловека». Но на мой взгляд философия Ницше больна. Слишком далеко от реальности отрывается он в своих мыслях, «смысл жизни каждого человека, это сделать как можно больше, для того чтобы родился – сверхчеловек»[50]. Но ведь это уже откровенный бред. Да и вообще на протяжении всей книги Ницше просто наглым образом навязывает, читателю свою философию, утверждая, что она одна истина, а всё остальное ложно. Причем довольно часто опирается в суждениях на слабые факты. Хорошо говорит, но плохо аргументирует. Если бы Ф.Ницше не свихнулся на своих идеях, то возможно он

бы прожил долгую и счастливую жизнь. Это человек который сам себя убил, своей извращенной моралью. Но заслуги того, что он первый в полной мере описал идеал человека, неопровержимы. В его философии содержатся как здравые и нужные мысли, так и совершенно больные идеи, которых надо остерегаться.

«В человеке соединяются тварь и творец: в человеке есть материя, недоделанность, избыток, прах, нечисть, бессмыслица, хаос; но есть в нем и создатель, художник, есть в нем твердость молота, божественность созерцателя, настроение седьмого дня...»[51]

Список литературы

  1. Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла», Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)
  2. Галеви Даниэль. Жизнь Ф.Ницше. Изд-во ЭКСМО. 1986г. «Жизнь Фридриха Ницше».
  3. Ф.Ницше «Веселая наука» \ Собрание сочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД 1996г. Том 1.
  4. Ф.Ницше «К генеалогии морали» \ Собрание сочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД том 3.
  5. Ф.Ницше «Антихрист» \ Собрание сочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД 1996г. том 2.
  6. http://www.nietzsche.ru/ - Биография Ф.Ницше

[1] Галеви Даниэль. Жизнь Ф.Ницше. 1965г. стр.155

[2] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.392

[3] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.392

[4] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.392

[5] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.392

[6] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.526

[7] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.393

[8] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.526

[9] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.229

[10] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.363

[11] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.351

[12] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.364

[13] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.363

[14] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.324

[15] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[16] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[17] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[18] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[19] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[20] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[21] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[22] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[23] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[24] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.367

[25] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[26] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.344

[27] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.344