Философии реального рационализма чужды принципы «раздвоения единого», «почитания отдельного». Для нее чужды и традиции бинаризма, свойственные классическому типу «рациональности». Новая философия будет постулировать принцип «согласованности элементов общего». Путь к благополучию отдельной части общества (социальной группы, класса и т.д.), с точки зрения новой философии, проходит через благополучие всего общества. Путь к благополучию отдельной нации проходит через благополучие всего человечества. Спасая всех, спасешь себя. Мифологическое мировоззрение основано на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. «Учение» Маркса является реакционным, и поэтому оно не относится к научному знанию. Если каждый, руководствуясь пещерной логикой, будет спасать себя, свой класс или нацию, то он непременно погибнет со всеми. Поэтому тот, кто заявляет: «Нация превыше всего», не только противник цивилизованного общества, но и, в конечном счете, враг своей нации. Ленин был таким же спасителем рабочего класса, каким спасителем немецкой нации был Гитлер.
Новая философия отличается от нищей философии тем, что она не будет служить отдельным классам, нациям, расам и т.д. «Идея класса, — как писал Бердяев еще в 1918 г., — убила в России идею человека». Великой глупостью марксистов было то, что они сочли возможным уничтожение классов лишь путем завоевания пролетариатом политической власти и коренного преобразования экономического строя. Уничтожить классы — это не значит поставить всех граждан в одинаковое отношение к общественным средствам производства. Чтобы уничтожить классы или, точнее говоря, ликвидировать размежевание участников хозяйственной деятельности на противоборствующие группы, необходимо сделать их интересы однонаправленными. Классы, разумеется, невозможно уничтожить в одночасье, поскольку процесс их уничтожения или, конкретнее говоря, взаиморастворения должен проходить эволюционно, без внешнего принуждения. Все идеи пещерного мышления — идеи класса, нации, социально-ущербной рыночной экономики, насильственной демократии, — продолжают уродовать человечество. Я полагаю, что новая философия будет признавать человечество высшей формой общественного единства. Идея человечества в перспективе, скорее всего, растворит низшие формы общественного единства, но все составляющие их элементы станут, несомненно, счастливее.
6. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Глобализация — это процесс, ведущий к возникновению глобальной системы. Глобализация характеризуется следующими явлениями: распространением средств телекоммуникации и информационных технологий, увеличением денежных потоков и взаимозависимости финансовых рынков, снижением роли национальных барьеров на пути торговли и инвестиций. Основой этого процесса является процесс экономический, содержание которого — экспансия капитализма и его трансформация в интегрированную глобальную экономику.
С середины 1960-х гг. мировая торговля испытала значительное ускорение, которое во многом стало результатом растущего господства транснациональных корпораций (ТНК). Вследствие глобализации производства происходит процесс отрыва звеньев от национальных экономик и поглощение их ТНК. Деятельность этих корпораций, а также межправительственных структур и частных финансовых организаций, распространенная по всему свету, в основном осуществляется вне контроля со стороны какой-либо страны. В условиях постоянного ослабления контроля правительств над принятием ключевых решений, которые могут влиять на экономику их стран и, соответственно, на благосостояние людей, могущественные участники глобалэкономики оказывают растущее влияние на национальные экономики. Глобализация, таким образом, существенно ограничивает суверенитет государств, поскольку правительства, государственные учреждения, национальные банки, традиционно отвечавшие за принятие решений, важным для будущего их стран и народов, постепенно лишаются этих полномочий. Участники глобалэкономики, присвоившие себе главную роль в государственном управлении и в мировых делах, озабочены лишь экономическими и финансовыми аспектами своей деятельности, а аспектами, относящимися к социальным проблемам, здравоохранению, экологии, грубым образом пренебрегают. Глобализация, кроме того, способствует распространению по всему миру однородной потребительской культуры, лояльного отношения к преступности и т.д. Отрицательным следствием становления глобалэкономики является и то, что ее участников практически невозможно привлечь к ответственности и проследить за их действиями. Во многих случаях отсутствует открытость существующих механизмов принятия решений.
Развитие событий, привносящих в жизнь обществ множество отрицательных явлений, естественно, вызывает протест. Очень многие люди, озабоченные негативным воздействием финансовой и экономической глобализации, начали создавать всемирное движение, которое принято называть «антиглобалистским». Это движение объединяет профсоюзы, экологические НПО, политиков, активистов-правозащитников, ученых, женские организации и т.д. — всех стремящихся к более справедливому миру, который, по их мнению, невозможен до тех пор, пока неолиберализм, отказ от регулирования и приватизация остаются главными двигателями экономической глобализации. Антиглобалистам уже удалось сформировать коалицию, ставящую своей целью уничтожение международных финансовых учреждений.
С моей точки зрения, глобализация — процесс, формирующий высшую форму общественного единства. Процесс этот — неизбежный. Негативные последствия, которые он несет, обусловлены не самим процессом, а его содержанием. Поэтому антиглобалистам надлежит добиваться не ликвидации могущественных «продвигателей» глобализации, а очеловечивания этого процесса. Только такой подход я считаю рациональным и потому обещающим успех. Противники глобализации, которые ставят своей целью уничтожение международных финансовых учреждений, уподобляются революционерам, которые в своей борьбе ставили ошибочную цель — ликвидацию частной собственности и господствующего класса. Суть движения за гуманизацию глобализации должна, по моему мнению, заключаться в создании рациональных «правил экономической игры». Существующие «правила игры» крайне несправедливы. Мировой истеблишмент, формирующийся в основном из американского истеблишмента, играет по собственным правилам, грубо попирая интересы периферийных стран. Результатом одностороннего геополитического подхода является усиливающееся неравенство в экономических и финансовых показателях центра и периферии. Глобализация, таким образом, делает богатых еще богаче, а бедных — еще беднее. Односторонний экономический прогресс неизбежно нагнетает конфликты. Существует мнение, что проблема международного терроризма является порождением глобализации. Отчасти так оно и есть. Но это не значит, что бороться с международным терроризмом нужно путем сопротивления процессу глобализации. Джордж Сорос излагает существующие «правила игры» следующим образом: «…Политика Буша имеет четкое предназначение служить американским интересам во всем мире и защищать интересы конкретных сил, особенно военно-промышленного комплекса и нефтяной промышленности в более широком контексте национальных интересов США. Чего такая философия не учитывает, так это интересов мира в целом… Это — роковой изъян в философии администрации Буша. Система, которая не приносит выгоды всем ее членам, не может не вызывать недовольства. А поскольку недовольство приходится сдерживать с помощью репрессивных мер, оно, недовольство, неизбежно будет усиливаться. В конечном счете, система, скорее всего, разрушится. Возможно, это произойдет лишь в отдаленном будущем, а тем временем система, по всей вероятности, будет становиться все более уродливой и репрессивной».
Ликвидировать неравенство в развитии развитых и развивающихся стран — это вовсе не значит устанавливать равенство. Новые «правила игры» должны отражать однонаправленность интересов участников мировой и национальных экономик, которая наилучшим образом достигается при пропорциональной системе распределения создаваемого богатства. Это значит, что периферийные страны будут иметь фиксированную долю от дохода ТНК, международных финансовых организаций и прочих участников глобалэкономики. Такая система распределения, несомненно, создаст в этих странах стимулы для активной хозяйственной деятельности, для добровольного соблюдения ими международных правил и внедрения передового зарубежного опыта. Посредством такой системы сложится сотруднический тип межгосударственных отношений, который со временем позволит согласованно создавать другие институты мировой системы. У мирового истэблишмента отпадёт надобность полагаться на принудительные меры в форме политического и военного вмешательства. Новые «правила игры» требуют предельной открытости, отказа от принудительной приватизации, поскольку государственные предприятия, если исходить из ценностей «здорового» либерализма, могут быть конкурентоспособными участниками рыночной экономики. Глобализация по этим «правилам игры» — это процесс формирования мирового сообщества в соответствии с идеалами цивилизованного общества. Глубоко не правы те, кто утверждает: «Глобализация фиксируется как новый общественно-исторический, социально-экономический феномен, в интерпретации которого одинаково правомочны идеи, ценности и социолого-гносеологические инструменты как либерализма, так и социал-демократии». Процесс глобализации может принести огромные выгоды всем членам мирового сообщества, если вложить в него рациональное содержание. Ведь за счет использования преимуществ масштабной экономики можно добиваться высочайшей эффективности, а за счет повышения степени участия людей в рыночную экономику — созидать социально благополучные общества.