Тем не менее, в XVII веке еще была жива декартовская традиция, развитая рядом философов, в том числе Бенедиктом Спинозой (1632-1677). Спиноза преодолевает декартовский дуализм, приходя к единой субстанции -- Богу, который и есть природа как причина самой себя (natura est causa sui). Главный труд Спинозы - "Этика, доказанная в геометрическом порядке"-- все его части подчинены проблеме человека и его поведения. Эту проблему Спиноза решает, исходя из своего понимания субстанции как бога-природы. Природа свободна, ибо все ее действия проистекают из собственной необходимости, которая господствует в мире, распространяясь и на человека. И насколько человек способен своим разумом постичь эту необходимость, настолько он свободен - "Свобода есть осознанная необходимость". В "Этике" Спиноза пишет: "Люди... поскольку они живут по руководству разума, необходимо делают только то, что хорошо для человеческой природы, а, следовательно, и для каждого отдельного человека, то есть согласно с природой каждого человека. Следовательно, и сами люди, поскольку они живут по руководству разума, необходимо всегда сходны друг с другом". "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать", - главное этическое требование Спинозы.
В XVIII веке идеологи английской буржуазии, несущие прежде знамя материализма, перешли на позиции идеализма, который обрел "второе дыхание" в субьективном идеализме Джорджа Беркли и Давида Юма. Субьективный идеализм зафиксировал в специфическом виде уже имевшиеся творческие успехи человека, человеческого ума, и выразил (хотя и в гипертрофированном виде) идею демиургической роли человека по отношению к внешнему миру.
В XVIII веке на авансцену выходит Франция. Просвещение как философско-политическое течение объединило всех прогрессивных мыслителей. Главными идеологами Просвещения во Франции были Франсуа Вольтер и Жан-Жак Руссо.
Вольтер (настоящее имя - Аруэ Франсуа Мари, 1694-1778), деист. Его Бог - великий инженер, создавший физический миропорядок и вечные заповеди - главные законы для человека. Все остальное, что есть в религиях - суеверие. Ответственность за историю человечества целиком лежит на самих людях. Вольтер учил, что каждый из людей имеет полное право на то, чтобы его естественные права уважали; все люди равны в правах и имеют право на свободу мысли.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал человека ответственным за собственные заблуждения, признавая при этом врожденность моральных принципов человека - естественность человеческого стремления к добру и справедливости. Главной Руссо считал идею равенства и свободы. Руссо первым поставил важнейшую проблему социальной философии - проблему отчуждения. Основой отчуждения человека от человека у Руссо является частная собственность.
В гносеологии просветители поддерживали сенсуализм - обязательный компонент эмпиризма. Один из наиболее выдающихся французских философов-сенсуалистов Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) в теории познания следовал за Локком, однако отрицал существование другого, помимо ощущений, источника знаний. Преувеличение субъективности ощущений в итоге привело Кондильяка к выводам, близким к субъективному идеализму. В одном из своих важнейших произведений - "Трактате об ощущениях" - Кондильяк пишет "Человек есть ни что иное, как то, что он приобрел". И очень просто и доходчиво решает главную загадку человека: "Деятельность наших способностей зависит от сравнения наших удовольствий и страданий, т.е. от наших потребностей. Следовательно, последним мы обязаны тем счастьем, которым наслаждаемся. Сколько у нас потребностей, столько наслаждений... Здесь зародыш всего того, чем мы являемся, источник нашего счастья или злополучия. Таким образом, единственное средство изучить самих себя заключается в том, чтобы наблюдать влияние этого начала!"
В "Трактате об ощущениях" Кондильяк доказывает основные теоремы сенсуализма используя в качестве модели абстрактно существующую статую, последовательно награждаемую всей гаммой человеческих ощущений и именно этим путем постигающую окружающий мир. Это дает Кондильяку основание заявить: "Жить..это, собственно, наслаждаться, и жизнь длиннее для тех, кто умеет умножать предметы своего наслаждения".
Также Кондильяк учит, что "в каждом человеке имеется как бы два Я: привычное Я (le moi d`habitude) и размышляющее, сознательное Я (le moi d`reflexion). Первое... управляет нашими животными способностями, второе... заботится о приращении нашего счастья".
Под большим воздействием французских просветителей находились французские материалисты, с которыми Вольтер и Руссо и сотрудничали, и полемизировали.
Французский материализм XVIII века в лице Дени Дидро (1713-1784), Жюльена Ламетри (1709-1751), Поля Гольбаха (1723-1789), Клода Гельвеция (1715-1771) явился высшей ступенью развития механистического материализма. Эти философы стояли на вершине научных знаний того времени и были названы энциклопедистами, т.к. издали 35 томов Энциклопедии, вобравшей в себя "все достижения знания".
Энциклопедисты одними из первых выступили против субъективного идеализма, и, опираясь на достижения естественных наук, сумели дать развернутое философское определение материи. Поль Гольбах в "Системе природы" говорил о двух основных свойствах материи:
1) независимости от сознания
2) воздействии на чувства человека
Французские материалисты вывели, что "движение - это способ существования... и нет и не может быть нематериального движения".
Несмотря на это, энциклопедисты продолжали оставаться метафизиками, ибо само движение сводилось ими к различному сочетанию между собой простейших элементов тел. Для материалистов XVIII века был характерен и антиисторизм: мир неизменен, свое завершение он нашел в человеке и законы природы не подлежат дальнейшему развитию. Развитие же общества ставилось материалистами в зависимость от развития идей и даже личных настроений - "мнения правят миром".
Французские материалисты дали ценную концепцию человека как продукта общественной среды. Концепция энциклопедистов видит путь к обществу равных людей в уничтожении социального неравенства, но как это сделать - ответа не дает.
Тем временем в Германии бушевали исторические перемены. Ряд причин вынудил немецкую буржуазию на компромисс с феодалами; буржуазия и хотела власти и боялась остаться один на один с пролетариатом после ликвидации феодализма.
Наиболее видные мыслители той эпохи - Кант, Гегель, а в первой половине XIX века - Фейербах, своей философией выдвинули ряд положительных моментов и "отправных точек" для дальнейшего развития философского знания.
Иммануил Кант (1724-1804) выдвинул ряд плодотворных идей, материалистических и диалектических. Кант ввел в свою теорию познания понятие априорного знания - полученного до опыта, независимо от него, уклонившись тем самым к идеализму.
Георг-Вильгельм Фридрих Гегель создал не менее противоречивую философскую систему; войдя в историю философии как крупнейший идеалист и один из "отцов" диалектики одновременно. Тот, кто создал наиболее цельную для того времени диалектику, сняв "аристотелев запрет" на поиск противоречий в окружающем мире, Гегель дает разработку вопроса о роли труда в формировании человека как существа разумного, производящего и творческого.
Расхождение ученика Гегеля - Людвига Фейербаха (1804-1872) с учителем началось с отношения Фейербаха к религии. В "Сущности христианства" Фейербах утверждает несовместимость религии с разумом; Бог, по Фейербаху, - фантастическое отражение человеком своей сущности, как и гегелевский "абсолютный дух". Тем не менее, есть обыкновенное человеческое сознание, оторванное от человека. И лишь изучая природу, философ приобретает знания. Философская система, пытающаяся выйти за пределы природы или человека, игнорирующая и то, и другое - ничтожна и бессмысленна.
Однако, критикуя философскую систему Гегеля, Фейербах не принимал и гегелевскую диалектику, не сумев обнаружить в ней рациональное зерно - мысль о поступательном развитии мира. Метафизика дала себя знать и в антропологическом материализме Фейербаха. Человек у него - внеисторическое существо с неизменной природой, сущностью, которая присуща всем людям во все времена. При объяснении общества он опирается на антропологию, которую считает единственной истиной. Фейербах первым выдвинул "теорию разумного эгоизма", (развитую впоследствии Николаем Гавриловичем Чернышевским (1828-1889), который писал в главном своем труде "Антропологический принцип в философии": "...Вообще надобно бывает только всмотреться попристальнее в поступок или чувство, представляющиеся бескорыстными, и мы увидим, что в основе их все-таки лежит та же мысль о собственной личной пользе, личном удовольствии, личном благе...")
Как оказалось, Фейербах не хотел устранить религию, просто хотел усовершенствовать ее, положив в основу Любовь человека к человеку.
В этике Фейербах также был идеалистом, видя суть к усовершенствованию общества в моральном усовершенствовании каждого отдельного человека. Из идеализма, антропологизма и метафизики вытекла созерцательность философии Фейербаха. Это стало определенным шагом назад для немецкой классической философии до появления ее прямого наследника - марксизма, который может быть определен как заключительный аккорд к вершине развития классической европейской философии, предложивший философии принципиально новые решения ее вопросов: достижения органического единства материализма и диалектики; распространение материализма на объяснение общественной жизни; преодоление созерцательного характера философии и т.д. Маркс провозгласил: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" и "Точка зрения старого материализма есть "гражданское" общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество или обобществившееся человечество".