Смекни!
smekni.com

Человеческий предел и ограниченность (стр. 2 из 3)

И всё-таки, по сравнению с Бесконечным Миром картина получается угрюмая. Ибо о Бес­конечном Мире и знания являются бесконечными. И .возможно, прав был мудрейший Чжуань-Цзы: «Жизнь конечна, тогда как знание бесконечно. Гнаться за бесконечным в этой конечной жизни воистину безнадежно!» Мы опять имеем хороший повод посмеяться над горделивыми учёными. Это же подтверждает и Н. Кузанский: «Протагор прав, говоря, что человек есть мера вещей... Почему чувство не постигает умопостигаемого, а интеллект интеллигенции, то есть того, что над ним? Потому, что никакое познание не имеет силы в отношении более сложно­го; ведь познание есть измерение, а мера проще, чем измеряемое, как единица - мера числа».

Да, сам Протагор угрюм и скептичен: «Человек есть мера всех вещей, тех, которые суще­ствуют, что они существуют, а тех, которые не существуют, что они не существуют». Далее Про­тагор почти повторяет слова мудрого китайца, и также делает из этого принципиальную пози­цию: «О Богах я не могу ничего знать, ни того, что Они существуют, ни того, что Они не существу­ют, ибо многое мешает знанию этого; мешает этому как темнота предмета, так и кратковременность жизни человека».

Усугубляет это печальное направление своим мыслями знаменитый Чжан Чжэн-Цзы: «У нас есть инстинктивная потребность искать Истину. Поиск Истины человеком - никогда непреходя­щая навязчивая идея. Если этот процесс не преобразован качественно, то он затянет в трясину тщетной погони... Накопления никогда не могут прийти к концу...». Он также указывает на воз­можность только частичного и неполного человеческого познания: «Мы не можем увидеть или испытать вещь непосредственно. Наш ум может дать только косвенную меру вещей, и не может привести нас с ней в прямой контакт».

Однако человек так устроен, что надежда на большее всегда живёт, и оптимистов всегда немного больше. Кроме того, в человеке, в самом деле, инстинктивно заложены от природы по­иск истины и накопление знаний. Некоторые умники даже утверждают, что этот инстинкт возник в результате накопления человеком лишней энергии при одновременном наличии свободного времени, и далее он закрепился генетически. То есть, получается картина, когда свободная энер­гия ищет и стремится познать саму себя. Правда, не всем людям почему - то присущ этот ин­стинкт, некоторым для полного счастья достаточно плотно поесть и после сладко заснуть перед телевизором. Возможно, это уже всё познавшие или понявшие бесконечность этого процесса.

Но для некоторых не важна цель, а важен сам процесс. «По сути дела я изучал Природу и искусство всегда лишь эгоистически, именно: чтобы формировать себя... Эта жажда как мож­но выше вознести к небесам пирамиду моего существования, основание, которой мне дано и упрочено, перевешивает все остальное и ни на мгновение не утоляется... Кто знает - не есть ли человек снова лишь бросок к более высокой цели?» - это неисправимый оптимист Гёте, которому удалось кроме гениальных стихов сделать несколько научных открытий. И, по его мнению, несмотря на конечную целевую бессмысленность накопления знания, сам процесс совершенствует человека, то есть сами его возможности сильно возрастают. И уже ради это­го нам стоит продолжить наш поисковый путь дальше.

Оглядываясь на историю развития человека и человечества, мы видим, что человек только тогда что-то познает - постигает до того непознанное, когда благодаря усилиям, умственному напряжению выходит за свои достигнутые, привычные границы. Идет красивый ступенчатый процесс: напрягаясь - усиливается, подрастает и взбирается на новую небольшую ступеньку познания человек, и, взобравшись - имеет возможность повторить процесс опять. Так происхо­дит человеческая эволюция, благодаря оптимистам...

И мы примкнём к этим красавцам и оптимистически предположим - может, всё-таки суще­ствует нечто общее в этом Едином Мире, соединяющее неким образом Его составляющие - Видимый, Умопостигаемый и Невидимый Миры, - и одновременно присутствующее в челове­ке. Это дало бы возможность человеку, конечно, - не иметь в своей памяти знания о Бесконеч­ном, но может быть присутствовать в этих знаниях или иметь постоянную с ними связь, и то и другое позволило бы вывести на экран нашего сознания те или иные знания. Подобная голо­вокружительная фантастика возможна только при условии, что существуют мировые внечело-веческие знания, о которых упомянул Н. Кузанский как об «интеллигенциях». Именно об этих «интеллигенциях» так много и загадочно рассуждали наши любимые мудрые греки. Может, это те загадочные откровения святых всех религий и мудрецов всех народов? Как выйти на уро­вень или на связь с этими «интеллигенциями» и «откровениями». И если эта связь существует, то, может, она односторонняя и не зависит никак от человека, то есть односторонне исходит к человеку в некоторых случаях от окружающего Мира?

Сам Кузанский, зафиксировавший факт предела-тупика, даёт следующие рекомендации: «И Платон и Дионисий запретили обнародовать сокровенные тайны людям, не знающим духов­ных подъемов, потому что таким людям ничего не кажется смехотворнее высоких предметов.

Поэтому, если тебе сначала все покажется пустым бредом, то знай, что причиной твоя сла­бость и что стоит немного поупорствовать с максимальной жаждой знания и поучиться навыку медитации у кого-нибудь, - и ты начнешь ничего не ценить выше этого озарения и порадуешься найденному духовному сокровищу, причем придешь к этому за очень недолгое время». Странно слышать от немца слова о выходе в состояние озарения путём медитации, мы привыкли, что этим занимаются китайцы, японцы, буддисты, йоги или какие-то мистики. Но при вниматель­ном рассмотрении вопроса оказывается, что все великие философы, мудрецы и святые были в различной степени мистиками и говорили примерно одно и то же на интересующую нас тему. Дионисий, на которого ссылался Кузанский: «Итак, Божье мы должны познать не по человечес­кому обычаю, но целиком и полностью от самих себя отступившись и всецело перейдя в Бога.» Видимо, этот великий подразумевает тот же метод, что и Кузанский. Вот ещё один пример выс­казывания на имеющуюся у нас общность с Миром-Богом: «Отчего и как это происходит, что души забывают Бога - своего Отца? Отчего происходит, что они теряют знание о Боге, и о самих себе? Причина постигшего их зла лежит в них самих - в их замысле ни от кого не зависеть, а быть и жить по своей воле, от себя и для себя. Как только они вкусили сладости такого самосто­ятельного бытия, они тотчас дали волю своим прихотливым желаниям» - великий Плотин ука­зывает даже на последствия потери этой связи, этот язычник ещё не раз нас порадует своими мыслями.

Вслед за Кузанским, Дионисием и Платоном ту же мысль высказывает великий мусульма­нин Ибн-Араби, который интуитивному знанию уделял особое внимание:

<<Лишь знание скрепляет неразлучно:

Бог знает нас,

А потому Он - с нами

Его не зная, мы не с Ним».

Сам Господь в древнейшем священном индийском трактате говорит: «Знай со всей опре­деленностью, что Я - начало, Я - конец всего, что есть материального и всего, что есть духовно­го в этом мире.» (Бг.г7.т6.) То есть не то, чтобы связь между чем-то, но некая общность - начало во всём, в том числе и в человеке - пресловутая Божья искра в человеке, его божественность, которая и является естественным обеспечением этой общности-связи между человеком и ок­ружающим Миром. На этот факт множество раз указывает в своих трудах Елена Рерих: «Главная ошибка людей, - что они почитают себя вне Сущего.» То есть человек находится полностью в Едином Сущем, он является Его ничтожно малой частью. И сам этот факт уже должен свиде­тельствовать, что, бесспорно, имеется общность-связь между человеком и окружающим его Бесконечным Миром.

Теперь на основе всего сказанного подведём небольшой промежуточный итог. Во-первых, мы можем вернуться к первому рисунку и уверенно провести вокруг точки шестую линию - это способность человека познать окружающий Мир с помощью мозга-ума, это способность умопо­стижения. В ней главное отличие человека от остального животного мира. Во-вторых, можем не­много больше сказать конкретного по поводу второго рисунка. На котором мы можем более кон­кретно определить границу Умопостигаемого Мира, ибо, когда человек не обладает связью с Еди­ным Миром, то можем сказать следующее - Умопостигаемый Мир, в несколько раз больше Видимого, при этом имеется не весь бесконечный в своём спектре Видимый Мир, а та часть Ви­димого Мира, которая фиксируется конкретным человеком.

В том же случае, когда человек находится в состоянии озарения, откровения или активного инту­итивного познания, то более конкретно границу Умопостигаемого Мира трудно определить, так как она при этом сильно отодвигается в сторону Невидимого Мира или другими словами - дальше про­низывает Единый.

Итак, Единый наш Мир включает в Себя с человеческой точки зрения Невидимую часть, кото­рую можно назвать неумопостигаемой, затем - Видимую или ещё точнее, учитывая кроме зрения остальные виды нашего восприятия, Воспринятую нами часть (Мир), и - Умопостигемую часть (-Мир). При этом Умопостигаемая полностью включает в себя Видимую, ибо постигать - это боль­ше чем видеть; это ещё запоминать, накоплять запомненное и на базе этого представлять, вооб­ражать, фантазировать и результаты последнего также запоминать и накоплять.

Поэтому Умопостигаемая часть (Мир) больше просто Видимой части (Мира), а значит меж­ду ними существует некая существенная разница, которую можно назвать интеллектуальной или непосредственно умопостигаемой; эта разница является одновременно промежуточной между Видимым Миром и Невидимым, это есть непосредственно человеческий интеллект.

Мудрый язычник Прокл понимал под мышлением некий способ комбинирования элемен­тов памяти, то есть некий способ смешения этих элементов, - поэтому эту разницу между ви­димым и умопостигаемым назвал «смешанное», а некую границу между видимым и умопости­гаемым логично называл «первой границей». Он считал, что Единый Мир именно начиная с че­ловеческого интеллекта начинает осознавать своё единство и свою целостность: «От этой первой границы вещи получают единение, целостность и общность».