Министерство образования РФ
Российский государственный профессионально – педагогический университет
Кафедра Философии
РЕФЕРАТ
«Что такое идеальное Проблема идеального»
Исполнитель: Шарифуллин А.Ю. группа ИО - 212
Руководитель: Старостова Людмила Эдуардовна
Екатеринбург 2005
Оглавление
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Идеальное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Введение
Идеал – образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую ее от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни – социальной, политической, нравственной, эстетической и т.д. Категория идеала обладает огромным социальным значением. На протяжении веков прогрессивные классы в борьбе против отживших форм общественных отношений черпали свой энтузиазм в высоких идеалах свободы, равенства, братства.
Наиболее остро проблема идеала была поставлена в немецкой классической философии. Кант, связал проблему идеала с проблемой внутренней цели, рассмотрел ее в анализе эстетической способности суждения. Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не имеют и идеала, например, естественно – природные ландшафты. Также не могут иметь идеала и предметы, имеющие свою цель «вне себя», как, например орудия труда, инструменты и прочие. Единственным из всех известных нам явлений, говорил Кант, действующих по внутренней целесообразности, является человек, как представитель рода, составляющего его цель. В животном внутренняя целесообразность осуществляется, как и в растении, без сознания и воли, лишь инстинктивно.
Для человека характерно свободное, т.е. сознательно совершаемое действие, совершаемое в согласии с универсальной, всеобщей целью рода человеческого. Идеал и есть это представление об итоговом совершенстве человеческого рада. Он включает в себя, таким образом, осознание того, что человек есть самоцель собственной деятельности и не в коем случае не средство для кого-то или для
чего-то, будь то бог или вещь в себе.
Согласно Канту, идеал как состояние достигнуто совершенства человеческого рода, представляемое нами уже сегодня, характеризуется полным преодолением противоречий между индивидом и обществом, т.е. между индивидами, составляющими общество. Внутри индивида, внутри его сознания, это состояние выразилось бы как полное преодоление противоречий между всеобщим и единичным, между целым и частью, между умопостигаемым и чувственно-эмпирическим миром, между долгом и влечением и т.п. Каждый шаг по пути прогресса есть, поэтому шаг по пути реализации этого идеала, который люди всегда смутно чувствовали, но не умели теоретически сформулировать его состав. Кант считал свою миссию в истории, состоящей в том, что он в своих сочинениях впервые осознал этот идеал и теоретически.
Однако при таком толковании этот идеал оказывается как раз чем-то абсолютно недостижимым или достижимым лишь в бесконечности. Идеал, как горизонт, все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему. Между каждой наличной, данной ступенью «совершенствования» человеческого рода и идеалом всегда лежит бесконечность – бесконечность эмпирического многообразия явлений в пространстве и времени. Как только человек начинает мнить, что он достиг конца пути (в науке, в политическом строе, в морали и т.д.), так мнимость эта сейчас же обнаруживается для него в виде противоречий, раздирающих его сознание. В науке это положение выражается в том, что по поводу каждого предмета всегда возможны, по крайней мере, две взаимоисключающие теории, равно оправданные и сточки зрения «чистой логики», и с точки зрения опыта.
Из этого понимания идеала развелись эстетические и философско-теоретические концепции Фихте, Шеллинга, и Шиллера.
И Кант, и Фихте полагали, что идеал есть высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственно самоусовершенствования», на пути последнего осознания «достоинства человека» (индивида) как высшего и единственного принципа «идеального» законодательства.
Идея «нравственного самоусовершенствования» как единственного пути человечества к идеальному состоянию вошла в арсенал всех революционных концепций (например, религиозно-эстетического учения Л.Толстого, Ф.Достоевского, Ганди и далее – вплоть до учений современных правых социалистов). Этот идеал направлен одним строем против всякой формы «неравенства» человека человеку, другим – против революционного пути упразднения этого неравенства. Революция, как акт насилия, с точки зрения этого идеала выглядит так же, как «безнравственно-кровавый» акт с точки зрения нравственного империала , он ничуть не больше того состояния, против которого он направлен.
Для Канта идеал теоретического разума, т.е. всеобщая форма и условие истины, состоит в полной и абсолютной непротиворечивости знания, т.е. в полном тождестве научных представлений всех людей об одной и той же вещи «в одном и то же время и в одном и том же отношении».
Маркс и Энгельс подвергли критики буржуазную ограниченность как кантовского-фихтеанского, так и гегелевского понимания идеала с позиции пролетариата, они материалистически переработали и использовали классические идеалистические учения об идеале. Человек отличается от животного не «мышлением» и не «моральностью», а трудом. Он деятельно преобразует природу и самого себя. В этом и заключается его подлинная «природа». Этим исторически определяется и высшая цель, т.е. идеал человеческой деятельности. Человек является самоцелью только как субъект предметно-практического преобразования природы и общественных отношений, а не как мыслящая или моральная личность. В понимании этого факта и был найден ключ к проблеме идеала.
Идеальное
Понятие «идеального» в естественно научном словоупотреблением – это мысленная модель того или иного жизненного явления, в которой представлено в чистом виде действие известного закона, принципа или правила. Слово «идеальное» одновременно относится и к предмету, воссоздаваемому в мыслимой модели методом идеализации, и к качеству полученного знания. Идеальное может быть отдельно с одной стороны, от своего конкретного творца, с другой – от объективного мира, представлено в виде особого идеального предмета и в конечном счете противопоставлено как объективной, так и субъективной реальности.
Целесообразно охарактеризовать термином «идеальное» все психические процессы, связанные с познанием человека, начиная от чувственных образов и кончая мысленными моделями действительности. Бессознательный характер многих психических процессов по себе не означает еще их внеидеальности.
Обращенность психических процессов к внешнему миру и характерна для философской категории идеальное. Нейромозговые процессы, обеспечивающие идеальность образа в структурно-функциональном отношении, преобразуют информацию в психические образы вещей. Приведенные факты и выводы проясняют психофизиологическую проблему и конкретизируют тем самым онтологический смысл категории «идеальное».
Чтобы раскрыть свойство идеальности образа в психологическом аспекте, его нужно рассматривать во взаимоотношениях с породившей причиной. Иначе, определяя категорию идеального по любому другому из его проявлений, есть риск ошибаться в объеме класса, обозначаемого этим термином. Так же и само отношение образа к внешней причине – к энергии физического раздражителя может быть принципиально различным. Это отношение зависит от того, какой образ имеется в виду – чувственный или мысленный, осознаваемый или же бессознательно-психический.
Чтобы раскрыть свойство идеальности, необходимо рассмотреть основные отношения образа и объективной реальности. Среди них есть такое, которое никогда не возникло бы и не могло бы осуществляться без участия сознания. Это отношение репрезентации. По мнению Э.В. Ильенкова, идеальное – «это отношение представления, в составе которого одна чувственно воспринимаемая вещь… исполняет роль или функцию представителя… всеобщей природы… другой вещи».
Фундаментальное значение категории идеального определяется основным вопросом философии. Его содержание выражается противопоставлением и соотношением категорий материи и сознания, материального и идеального, бытия и мышления. Категория идеального является неприменимым компонентом постановки и решения основного вопроса философии. Формулировка основного вопроса философии имеет разные терминологические выражения, но суть его в том, что первично и, что вторично: материя или сознание, мышление или бытие, дух или природа, материальное или идеальное.
В различных философских направлениях (учениях концепциях) придается далеко не одинаковое значение терминам.
Эмпирическими познается наглядные представления, которые относятся через посредство ощущения к предмету.