Смекни!
smekni.com

Эволюция понятия "материя" в философии и науке (стр. 2 из 3)

Важным направлением в развитии ранней греческой философии было течение пифагорейцев, основанное философом и математиком Пифагором (вторая пол. VI в. - начало V в. до н. э.) В конце VI начале V века до нашей эры.

В известном смысле, пифагорейцы занимались теми же самыми проблемами - проблемой субстанции, бытия и сущего, изменения, но исходили не из материальных элементов, а из структур, форм, математических соотношений. В математике пифагорейцы видели путь к открытию всех загадок космоса. «Числу все вещи подобны», - утверждал Пифагор, это означает, что все возникает подобно числу, так как в числе - первый порядок Число выступает как принцип познания и порождения, оно позволяет нечто различать и мыслить как определенное, оно первое начало во всей иерархии сущего, начало космоса.

Проблема бытия и становления, единого и много, выводит нас на другую фундаментальную проблему античной философии - проблему духовного и материального, эйдосов (идей, формы) и материи. Здесь мы попадаем в стихию классической античной философии, учения Платона (427 ­347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.)..

Платона называют первым в истории философии последовательным идеалистом, для него бытие - духовно, представляет собой мир идей или эйдосов, идеальных бытийных сущностей совершенных и неизменных, определяющих всю структуру мира. Эйдосы - это чистые мыслительные формы, понятия, воплощающие сущность вещи и позволяющие знать ее до всякого опыта, восприятия и переживания текучего мира, Одновременно позволяющие вещи быть тем, что она есть. Идеи позволяют нам познавать мир и отличать одну вещь от другой.

Вещи возникают путем соединения идеи и материи. Но что же такое материя?

Платон описывает ее как «восприемницу», вынашивающую в себе чистый идеальный образец - эйдос. Материя это то, что все приемлет и помещает в себе, не имеет активности и формы, облика и величины, чистая отрицательность и ничто, но одновременно некая возможность мира. Соединение идей и материи в вещах ведет к огрублению и искажению идей, превращению их в «тени». Человек, живущий в мире вещей - это узник, заключенный в темную пещеру мира теней.

Несколько иное толкование вещи, взаимосвязи идеи и материи дает Аристотель. Он соглашается с Платоном в одном - в самом деле, вещь является результатом соединения идеи, и материи идея вещи существует в самой вещи, иначе, следуя платоновскому учению, мы можем впасть во множество противоречий. Если идеи 'вещи существуют самостоятельно и независимо от нее в царстве идей, то причиной возникновения простой вещи может быть множество идей.

Для Аристотеля нет никакого самостоятельного мира «эйдосов», есть лишь вещи как единство материи и формы. Единичное нельзя отделить от общего, их неразделенность находит свое осуществление целостности вещи.

Аристотеля интересует вопрос не только о сущности вещи, но и о ее существовании, причинах возникновения и изменения. Он выделяет четыре принципа всякой вещи. Эти принципы, с одной стороны, причины возникновения вещи, а с другой ее структурные элементы:

- Первый принцип - форма, сущность бытия всякой вещи.

- Второй принцип - материя. Она, по Аристотелю, состоит из двух уровней. В первом случае - материя это вещество, потенциальная предпосылка или возможность вещи, «бытие в - возможности». Это уже нечто положительное, обладающее потенциальными возможностями бытия. эта материя пассивна и неизменна и не содержит в себе источник своего движения. Во втором случае, речь идет о материи как субстрате, вещественной, чувственно воспринимаемой основе вещи. Нет вещи без материи, также как нет вещи без формы. Всякая вещь - это овеществленная форма.

- третий принцип - движущая причина как переход возможности в действительность. Именно за счет движения происходит соединение существующих независимо друг от друга, материи и формы.

- Четвертый принцип - целесообразность, цель. Итогом всякого движения должен быть результат, он и есть цель движения. Все выделенные выше причины существования вещи распадаются на материальную, пассивную и активную - формалъно – движуще-целевую причины. Последнюю Аристотелъ связывает с существованием активной первопричины всего мира - это Бог-ум, именно он является Перводвигателем, содержит в себе формы всех вещей и определяет цель мироздания.

Таким образом, признавая материю необходимой, но пассивной основой существования мира античное миросозерцание, ставит, пустую форму как единую и единственную в своем роде высшей материи.

Далее рассмотрим понятие материи и единства со стороны науки.

3. Понятие материи в науке

Как нам уже известно, из выше сказанного древние философы понимали под материей первооснову мира, тот «строительный материал», из которого состоит все вещественное, телесное. Как мы уже знаем, одни из них брали за первоначальное, исходное воду, другие - воздух, третьи - огонь, считая, что все возникает из воды, воздуха или огня и все снова превращается в них. Затем философами была выдвинута гениальная догадка о том, что все вещественное состоит из атомов – мельчайших материальных частичек, неизменных и неделимых, которые вечно движутся в пустоте.

Потом под материей стали понимать вечно существующую общую основу многообразных предметов и явлений природы. Подобные взгляды на материю были общепризнанными. Спор шел о том, можно ли считать материю естественной причиной всех вещей или же кроме нее есть еще «первая причина», почему материальные объекты находятся в непрестанном движении и в чем источник движения, является ли материя единообразной и можно ли ее мыслить как таковую в отличие от конкретных чувственно воспринимаемых вещей. При этом считалось, что для познания материи как первоосновы всех вещей достаточно раскрыть законы движения атомов. В то время многие ученые стремились свести физические и химические процессы к механическому перемещению атомов.

Когда же были сделаны крупнейшие открытия, которые опрокидывали господствовавшие тогда представления о неделимости атомов, о некоторых других свойствах материальных частиц, об энергии. Физика, проникнув в микромир, т.е. в мир атомных явлений, столкнулась с необычайными свойствами материальных частиц и новыми видами энергии.

Прежде всего, был открыт электрон, оказавшийся значительно меньше атома. Эта частица может двигаться с такой скоростью, которая сравнима со скоростью света (скорость света - около 300 000 километров в секунду). При таких условиях масса электрона не остается постоянной, а значительно изменяется в зависимости от скорости его движения. А так как в то время под материей понималось все вещественное, имеющее постоянную механическую массу, то изменение массы электрона наталкивало на мысль, что электрон не материален, а значит, атом «дематериализуется» И материя исчезает.

Такое заключение делалось и из открытия радиоактивности, т.е. свойства некоторых химических элементов, например, радия, испускать лучи. Оказалось, что это излучение идет непрерывно и настолько интенсивно, что сам радий теряет массу. На этом основании некоторые физики пришли к выводу, что открытие радиоактивности тоже подтверждает вывод об исчезновении материи.

Философ-идеалист и физик Эрнст Мах и его последователи пытались доказать, что физика исследует связи между ощущениями, а не между вещами, что атомы реально не существуют, что различные виды материи представляют собой лишь комплексы наших ощущений. Другой идеалист и естествоиспытатель, Вильгельм Оствальд, считал, что понятия «материя» и «дух» следует заменить понятием «энергия». Махисты отрицали объективный характер законов природы, утверждая, что эти законы устанавливаются разумом лишь для удобства объяснения мира, для упорядочения наблюдаемых явлений.

Почему же в то время среди физиков стало распространяться идеалистическое поветрие? Многие из них не могли преодолеть метафизических представлений о неизменности свойств материальных объектов, продолжая по-прежнему считать, что такие свойства вещей, как масса, непроницаемость, инерция, являются раз навсегда данными, неизменными. Так, например, атомы рассматривались как неделимые элементы, всегда обладающие неизменными свойствами.

Признание материальных объектов (в частности, атомов и их свойств) неизменными - это основной принцип метафизического, механистического материализма.

Именно метафизические представления и привели некоторых естествоиспытателей к выводу об исчезновении материи. Однако на самом деле, открытия в физике означали, что не материя исчезает, а исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи.

О бесконечности многообразия материи свидетельствует также тот факт, что материя существует не только как вещество (все окружающие нас предметы, от песчинки до небесных тел, состоящие из «элементарных» частиц), но и как поле (электромагнитное поле, ядерное поле, поле тяготения). Эти два основных вида материи тесно связаны между собой и способны к взаимным превращениям.

Например, при взаимодействии таких частиц вещества с противоположным зарядом, как электрон и позитрон, возникают фотоны кванты электромагнитного поля. В то же время фотоны при определенных условиях порождают попарно электроны и позитроны. Исследуя связь, взаимодействие и взаимопревращения вещества и поля, наука все глубже познает свойства неживой природы.

В последнее время значительно обогатились и наши представления о живой материи. Ныне наука все ближе подходит к разгадке сокровенных тайн жизни.

Как бы ни изменялись естественнонаучные взгляды на строение материи, какие бы дальнейшие открытия в области физики, химии, биологии и любой другой науки ни были сделаны, они не смогут поколебать и тем более опровергнуть понятие материи как философской категории, которая служит для обозначения объективной реальности.