Смекни!
smekni.com

Экзистенциалистская концепция личности (стр. 4 из 4)

Однако такая коммуникация, согласно учению Марселя, устанавливается не только с другим человеком, но и со всем бытием в целом, и прежде всего — с Богом. Отношение человека к Богу — это некая тайна, мистерия. Главное здесь — то, что бытие Бога никоим образом не может пониматься как нечто безличное. Здесь не срабатывают никакие рациональные методы познания и доказательств. Человек может постичь бытие Бога только через личную веру. Только благодаря любви человеку открывается живое «Ты» Бога. И только при условии безропотного смирения и самопожертвования «я» может вступить с Богом в коммуникацию.

Понятно, что коммуникация у Марселя — и с ближним, и с миром, и с Богом — значительно менее прерывна, чем у Ясперса. Зыбкость коммуникации у него гораздо сильнее отходит на задний план и постоянно преодолевается благодаря тому, что человек глубоко отождествляет себя с тем, что встречает в жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать обобщение, что, несмотря на некоторые расхождения в концепциях ведущих представителей экзистенциальной философии, объединяет их общая установка на постижение человеческой личности как индивидуальной и уникальной, не сводимой по своим качествам к простым материальным сущностям. Экзистенциальная философия человека возникла в результате глубокого разочарования в рационалистической философии, которая стремилась с помощью научно-объективного метода устранить из учения о человеке все индивидуальные особенности личности.

Деление экзистенциализма на религиозный и атеистический весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиозного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.

Несомненным достоинством экзистенциально-антропологического подхода к субъекту познания стало создание онтологии человеческой субъективности. Если в традиционной философии основное внимание уделялось предельным основаниям мира и космоса, где человеческое бытие рассматривалось как неспецифическая часть мира или вовсе не было предметом внимания, в антропологическом направлении бытие субъекта – человека разрабатывается как специфическая онтология, требующая своего понятийного аппарата. Таким образом для философии экзистенциализма нет абстрактной человеческой природы, сущности человека, независимой или предшествующей существованию. Именно жизненный опыт каждого человека, его конкретное существование есть исходная реальность для этой философии.

Задача экзистенциальной философии состоит в том, чтобы понять человека как экзистенцию и именно это понимание положить в основу философии в качестве ее исходного пункта, когда как ранее философы, хотя и брали за исходный пункт человека, но рассматривали его не как экзистенцию, а как некую субстанцию, отождествляя тем самым человеческую личность с вещью.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры. - М.: Высшая школа, 1963.

2. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М.: Республика, 1997.

3. Добрынина В. И., Грехнев В. С., Добрынин В. В. Философия XX века. Учебное пособие. - М., ЦИНО общества "Знание" России, 1997.

4. Долгов К. М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. - М.: Искусство, 1990.

5. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ в.: Учеб. пособие. – М.: «Проспект», 1998.

6. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебн. - М.: Высш. шк., 2001.

7. Камю Альбер. Бунтующий человек. - М.: Искусство, 1990

8. Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. - Л.: Лениздат, 1976.

9. Сартр Жан-Поль Экзистенциализм — это гуманизм// Сумерки богов. - М.: Республика, 1989.

10. Федосова У. В. Философско-антропологические основания экзистенциальной концепции субъекта. Автореф. дисс. – Саратов, 2006.

11. Хайдеггер Мартин. Письмо о гуманизме//Время и бытие. - М.: Высшая школа, 1993.