Смекни!
smekni.com

Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. Значение чувственного и рационального уровней познания в общественной деятельности (стр. 4 из 5)

Эмпирическое познание никог­да не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпи­рических знаний — данные наблюдений — всегда фиксируется в определенном языке: причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и специфические на­учные термины. Данные наблюдения нельзя свести только к формам чувственности — ощущениям, восприятиям, представлениям. Уже здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального.

Таким образом, чувственное познание дает знание об отдельных свойствах и предметах действительности. Можно ли считать, что эти знания достоверны?

Что касается достоверности чувственных образов, их соответствия вещам и их свойствам, отметим следующее. Одни и те же пред­меты вызывают у разных людей неодинаковые ощущения, на что обратили внимание скептики. Субъективность ощущений обу­словлена физиологическими различиями органов чувств отдель­ных людей, их эмоциональным состоянием и другими факторами. Но было бы ошибочным абсолютизировать субъективную сторону познания, считая, что в ощущениях и восприятиях нет объективного, не зависящего от человека содержания, отражающего действи­тельность. Если бы это было так, то человек вообще не смог бы ориентироваться в окружающем его мире. Он не смог бы различать предметы по их размерам, цвету, вкусу и т.п., не зная реальных свойств дерева, камня, железа, он не сумел бы изготовить и приме­нить орудия труда, добывать средства существования. Поэтому чувственное познание, включая момент субъективного, имеют объективное, не зависимое от человека содержание, благодаря которому органы чувств дают в основном верное знание о действительности. Ощущения, восприятия, представления — это субъективные образы объективного мира[17].

Необходимо подчеркнуть, что познавательная деятельность людей не сводится к одному лишь чувственному восприятию. Оно включает в себя и рациональное познание, о котором также нельзя сказать, что оно представляет собой чистую рациональность.

Здесь мы сталкиваемся с переплетением чувственного и рационального. Формы рационального по­знания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического ос­воения действительности. Но при построении теории используются также и наглядные мо­дельные представления, которые являются формами чувственного познания, ибо пред­ставления, как и восприятие, относятся к фор­мам живого созерцания. Даже сложные и высокоматематизированные теории включают в свой состав представления типа идеального маятника, абсолютно твердого тела, идеаль­ного обмена товаров, когда товар обменива­ется на товар строго в соответствии с зако­ном стоимости, и т. д. Все эти идеализиро­ванные объекты являются наглядными мо­дельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные эксперименты. Результатом же этих экспериментов является выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Таким обра­зом, теория всегда содержит чувственно-на­глядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на тео­ретическом уровне — рациональное[18].

Различение эмпирического и теоретичес­кого уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные крите­рии, по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета исследо­вания, 2) тип применяемых средств иссле­дования, 3) особенности метода.

Существуют различия между предме­том теоретического и эмпирического иссле­дования. Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследо­вание в основе своей ориентировано на изу­чение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущност­ные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.

На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представля­ет собой взаимодействие ряда законов, кото­рым подчиняется данный объект. Задача тео­рии как раз и заключается в том, чтобы вос­создать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта.

Выделив эмпирическое и теоретичес­кое познание как два особых типа исследова­тельской деятельности, мы можем сказать, что предмет их разный, то есть теория и эмпири­ческое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает явления, в отно­шениях между явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он да­ется только в результате теоретического ис­следования.

Перейдем теперь от различения эмпири­ческого и теоретического уровней по предме­ту к их различению по средствам. Эмпири­ческое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии ис­следователя с изучаемым объектом. Оно пред­полагает осуществление наблюдений и экс­периментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необ­ходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального на­блюдения и эксперимента.

В теоретическом же исследовании отсут­ствует непосредственное практическое взаи­модействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредован­но, в мысленном эксперименте, но не в ре­альном.

Итак, таким образом, эмпирический и теоретический уров­ни знания отличаются по предмету, сред­ствам и методам исследования. Однако вы­деление и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстрак­цию. В реальной действительности эти два пласта знания всегда взаимодействуют. Выде­ление же категорий «эмпирическое» и «тео­ретическое» в качестве средств методологи­ческого анализа позволяет выяснить, как ус­троено и как развивается научное знание. То есть спор, родившейся в Философии Нового времени на тот момент имел под собой все фактические и логические основания, а поэтому и имел место быть, мы же решаем данный спор для себя, как указано выше: в единстве и борьбе данных явлений.

Заключение. Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания. В итоге нашей курсовой работы, мы определяем для себя, что лишь сочетание этих уровней наиболее целесообразно.Цель нашего исследования, определенная во введении, достигнута посредством решения следующих задач, нахождения ответов на следующие вопросы:

1. Основные черты эмпиризма философии Нового времени, которые заключаются в следующем:

- исключительная значимость и необходимость наблюдений и опыта в обнаружении истины;

- путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент;

- исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений

2. Характерные черты рационализма новоевропейской философии:

- через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира;

- рационализм требует ясности и непротиворечивости мышления;

- на начальной стадии развития неприятие чувственного метода постижения истины как такового, с последующим признанием, что он необходим как низшая ступень познания.

3. Эмпирический и теоретический уров­ни знания отличаются по предмету, сред­ствам и методам исследования. Однако вы­деление и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстрак­цию. Эти два пласта знаний всегда взаимодействуют между собой.

И, наконец, заканчивая работу над данной курсовой работой, необходимо подытожить, какой метод избрать нам в жизни. При ответе на этот центральный вопрос, хочется напомнить требования к методу классика философии Нового времени Ф.Бэкона, которые выражаются в виде иллюстраций работы муравья, паука и пчелы:

«Путь муравья» – это метод крайнего эмпиризма. Он отличается простым собиранием фактов без их осмысления;«Путь паука» – метод радикального рационализма, который, подобно пауку, извлекает из себя знания;«Путь пчелы» – метод, снимающий крайности эмпиризма и рационализма. Ни один из этих путей, сам по себе, не приведет к успеху: истинное знание есть результат правильного сочетания разума и чувств. Поэтому нахождение этой «золотой середины», идеальной пропорции необходимо как в служебной деятельности, так и в повседневной жизни.

[1] Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов/Под. ред. В.Л.Обухова. Ю.Н.Солонина., В.П. Сальникова, В.В. Васильковой. – СПб. Фонд «Университет», 2003. С.154.

[2] Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.С.64

[3] Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. Изд. 2-е, переработ.: М., «Мысль»,1971. С.194.

[4] Розов М.А. Знание как объект исследования// Вопр. Философии. -1998.-№1.-С.91.

[5] Лекторский В. Историческое познание//Свободная мысль.-2001.-С.87.