Начиная с 50-х годов ХХ в. сначала во Франции, а затем и в других странах стал распространяться структурализм. Главные его представители К. Леви-Строс, М. Фуко, Н. Мулуд и др., объявили структурный анализ всеобщим философским методом. В одной из своих работ "Современный тотемизм" Леви-Строс дает следующую характеристику этого метода:
во-первых, необходимо собрать и проанализировать отдельные частные факты, составить их максимальный перечень;
во-вторых, установить взаимные связи между фактами, сгруппировать их и выявить внутренние коррелятивные отношения;
в-третьих, синтезировать все в единое целое, составить систему соответствующих элементов, создавая тем самым тотальный объект исследования[6].
Следуя требованиям метода структурного анализа, Леви-Строс в своих антропологических исследованиях народов, отставших в своем развитии (индейцев и др.), отправляется от языковой модели того или иного народа.
Затем на ее основе он устанавливает соответствующие отношения в сфере родственных связей. Далее он переходит к анализу форм мышления и созданию теории разума, а от них - к теории мифов и, наконец, - к созданию теории исследуемого общества в целом.
Аналогичную схему исследования культуры предлагает Фуко.
Мулуд в своей книге "Современный структурализм" стремиться распространить это понимание метода структурного анализа на физику, химию и другие науки. Ж.Пиаже успешно применяет принципы структурализма в психологии, а Н. Бурбаки в математике.
Итак, структурализм - это по существу собирательное название комплекса направлений в лингвистике, этнографии, истории, психологии, математике и др. науках, объединяемых стремлением к обнаружению, описанию структур исследуемых объектов и использованию этих структур для дальнейшего познания этих объектов.
Своему влиянию структурализм в значительной мере обязан тому обстоятельству, что наиболее видные его представители стремятся исходить из результатов различных областей научного знания. Центральное место в структурализме занимает понятие структуры, которая представляется как субстанция и рассматривается как абстрактная идеальная модель.
Именно эта онтологизация структуры и вводит структурализм в философскую проблематику и делает его одним из направлений современной философии.
Однако структурализм, как и всякая конкретная методология, имеет определенные пределы своей действенности. Требование сосредотачивать внимание на изучение одних лишь структур изучаемых объектов неизбежно приводит к тому, что проблемы генезиса и эволюции этих структур остаются без внимания.
С другой стороны, гипертрофирование структур, в которых живет человек, неизбежно приводит к тому, что при анализе исторических, антропологических и вообще социальных явлений из поля зрения структуралистов выпадает личность, субъективный фактор социальной жизни.
Не случайно, поэтому во 2-ой половине 60-х годов структурализм стал предметом широкой дискуссии. В качестве оппонентов структурализма выступили экзистенциализм, персонализм, феноменология.
Отрицание большинством представителей структурализма исторического развития самих структур встречает возражение и у некоторых его последователей. Так, известный швейцарский психолог Ж. Пиаже ясно проводит мысль о тесной связи генезиса и структуры, скажем, при формировании числа у ребенка[7].
Н. Мулуд высоко оценивает активно-творческую деятельность человеческого разума в построении и развитии научных теорий. Для него вообще диалектика как учение о развитии "есть логика в историческом развитии"[8].
1. Краткий очерк истории философии. - М.: 1971
2. В.Н. Чекер, Н.Н. Каськов. Философия: курс лекций для студентов, магистров и аспирантов. Луганск, 2003
3. Риккерт Г. О понятии философии. - Н.: "Логос" 1910.
4. Кун Т. Структура научных революций. - М.: 1975
5. Мулуд Н. Современный структурализм. - М.: "Прогресс", 1973
6. Bridgeman The Natur of Physical Theori. - Princeton: 1936
7. Chase St. The Tyranny of Worts. - New York, 1938.
8. Brodford C., Hazel M. The Communication of Ideas. - Boston: 1952
9. Korzybski A. Scince and Sanity. - Lakevillo, Coun: 1948
10. Библия. Ветхий Завет. Бытие, гл.1
11. Levi Strauss C. Totemisme aujourdnei. - Paris: 1968.
[1] Bridgeman The Natur of Physical Theori. – Princeton: 1936, p. 13
[2] Chase St. The Tyranny of Worts. – New York, 1938, p. 414.
[3] Brodford C., Hazel M. The Communication of Ideas. – Boston: 1952, p. 165
[4] Korzybski A. Scince and Sanity. – Lakevillo, Coun: 1948, p. XI
[5] Библия. Ветхий Завет. Бытие, гл. 1
[6] Levi Strauss C. Totemisme aujourdnei. – Paris: 1968, s. 18-23.
[7] Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: «Просвещение», 1969.
[8] Мулуд Н. Современный структурализм. – М.: «Прогресс», 1973, с. 263.