МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: " Концепции современного естествознания "
РЕФЕРАТ
по теме № :
" Наука в контексте культуры "
Подготовил:
профессор кафедры ГиСЭД,
к.ф.н., доц.
Номерков А.Л.
Проверил:
Студент 534 группы
Малявкин Г.Н.
Белгород – 2008
План
1. Позитивизм, сциентизм и антисциентизм как социокультурные феномены.
2. Две традиции в развитии естественнонаучной и гуманитарной культур.
3. Методологическая культура современной науки и принцип гносеологического актуализма.
4. К вопросу об историческом возрасте науки как культурологическом феномене.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья…
О, если бы я только смог,
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти,
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы…
Б. Пастернак
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
И.Кант
История человечества, как мы можем судить о ней на основании сохранившихся ее материализованных памятников в виде предметов человеческой культуры, всегда была сопряжена с идеализацией ее ведущих ценностей, так или иначе воплотившихся в обычаях и традициях эпох. И при всем многообразии отношений людей, нашедших отражение в этих обычаях и традициях, ведущим отношением так или иначе всегда выступало отношение в виде веры, будь то – вера во всеобщую гармонию мироздания, как у древних греков; вера во всеобщую организующую силу государства, как у древних римлян; вера в единого творца всего мироздания, как это было в эпоху Европейского Средневековья; вера в неограниченный потенциал человека, как полагали мыслители Европейского Возрождения; вера во всемогущество науки, как считали философы периода нарождающегося капитализма и т.п.
Такая неизбывность человеческой веры, по-видимому, свидетельствовала о том, что человек сущностен именно верой: пока человек верит – он человек! И вместе с тем, история с неизбежностью подчеркивала, что при всех коллизиях в эволюции человечества в качестве незыблемого оставалась собственно только вера, хотя сам предмет ее периодически претерпевал изменения, выступая всякий раз своего рода олицетворением той или иной конкретной исторической эпохи человечества.
Есть такая притча. По дороге, взявшись за руки, идут семеро слепцов, ибо только так они могли бы помочь друг другу в случае какой-либо неожиданности, произошедшей с кем-либо из них. На этот раз они столкнулись с чем-то, закрывшим им всю дорогу. На вопрос, что бы это могло быть, им было отвечено, что это слон. Мы о слонах слышали, – сказали слепцы, – но никогда с ними до сих пор не встречались. И слепцы стали ощупывать слона. Слон очень напоминает большую толстую змею, – сказал один из слепцов. Нет, ты неправ, – сказал другой, – слон есть что-то вроде большого лопуха. Я не знаю, похож ли слон на змею или на лопух, – отозвался третий, – но я определенно ощущаю колонну. И все же слон – это просто толстая веревка, – подвел итог последний.
Мораль, что следует из этой притчи, проста: мир сложен и разнообразен, а наши возможности познания его ограниченны, поэтому мы всегда будем находиться лишь в состоянии постигать только отдельные стороны мироздания, никогда так и не постигнув его полностью. Иными словами, возвращаясь к вышеупомянутой притче, можно с достоверностью утверждать, что верно и то, что названный там слон есть "большая змея", и то, что он – "большой лопух", и то, что он – "большая колонна", и то, что он – "толстая веревка"; как неверно и то, что слон – это только "большая змея", и то, что он – только "большой лопух", и то, что он – только "большая колонна", и то, что он – только "толстая веревка".
Так и эволюция человеческой веры, – то ли в гармонию мироздания, то ли – в могущественную силу государства, то ли – в могущество вселенского творца, то ли – в творческие возможности человека, то ли – во "всевидящее око" и "производительную силу" науки, – говорит не только об исторически преходящем характере предмета веры, но и о том, что в каждом из этих и других вариантах предмета веры отображается именно сама действительность, но только либо в виде "большой змеи", либо в виде "большого лопуха", либо в виде "большой колонны", либо в виде "толстой веревки" и т.п. Такова философская констатация к вопросу о науке в контексте человеческой культуры.
Вопрос 1. Позитивизм, сциентизм и антисциентизм как
социокультурные феномены
Исторически так произошло, что методы исследования и способы объяснения, сложившиеся в науке, в самом естествознании были разработаны значительно раньше, чем это осуществилось в социальных и гуманитарных науках. Это объясняется прежде всего тем, что специфика собственно природных образований в силу их более длительной эволюции в сравнении с эволюцией объектов социальной действительности объективно определилась как более четко очерченная и, следовательно, – как более четко выделяемая в процессе ее познания. В силу этого же обстоятельства познание природных объектов в сравнении с объектами мира социальных явлений стало и более практически значимым, ибо почти незамедлительно оно стало воплощаться в разного рода технических устройствах и технологических процессах.
В этой связи, конечно, не могли не предприниматься попытки абсолютного перенесения методов и форм естественнонаучного познания на всю сферу социального и гуманитарного знания. Впервые такая программа на принципиальных основаниях была выдвинута в середине XIX-го столетия французским социологом Огюстом Контом в его "Курсе позитивистской философии". Конт полагал, что именно науки, дающие предметно-практическое знание, или как он их называл – позитивные, или положительные, – и выступают как подлинная научная ценность, не допускающая при этом никаких околонаучных спекуляций. Именно такими науками и образован, по мнению Конта, весь фактический комплекс естествознания. Естественная наука – сама себе философия: так можно было бы выразить суть позитивистского учения О. Конта. С этих позиций, основная особенность позитивизма может быть представлена так, что положительную философию можно и должно считать единственной прочной основой общественных преобразований. С этих позиций, Конт рассматривал, к примеру, социологию как своего рода социальную физику, в которой в качестве атомов фигурируют человеческие индивидуумы. В дальнейшем, следуя именно Конту, сторонники позитивистского учения продолжали осуществлять попытки сведения всех социальных явлений к уже открытым закономерностям естествознания.
Современный позитивизм, или неопозитивизм, не только унаследовал основные черты первоначального позитивизма, но и добавил к ним другие требования этой доктрины. Продолжая настаивать на необходимости выработки всеобщего, единого, универсального метода познания абсолютно для всех наук, неопозитивисты стали подчеркивать в этой связи особое значение логики в качестве всеобщего метода для построения единой системы научного знания. На этом основании современный позитивизм стали называть логическим позитивизмом. Этот позитивизм провозгласил в качестве идеала для всех наук математическую физику, так как именно эта наука и основывается как раз на требованиях классического дедуктивно-аксиоматического метода, так или иначе воплотившегося в лучших и плодотворных традициях естественнонаучного познания.
Еще одной отличительной особенностью современного позитивизма является его обязательная ориентация на эмпирическое подтверждение полученных в науке результатов, ибо, с этой точки зрения, все, что не может быть обосновано таким путем, полагается как ненаучное и спекулятивное. Отсюда неопозитивизм, пытающийся апеллировать к миру принципиально наблюдаемого и только его, получил еще одно название – эмпирический позитивизм.
Таким образом, историческая идеализация естествознания, вера в его всемогущество и "непогрешимость", начавшие формироваться еще в эпоху Нового Времени в Европе XVI-XVII вв., привели к XX-му столетию к провозглашению научной деятельности в качестве высшей ценности всей мировой цивилизации. Такое мировоззренческое отношение к науке получило определение сциентизма (от лат. scientia – "знание", "наука"). С этих позиций, наука приобрела статус высшего культурно-мировоззренческого идеала, высшего образца человеческой деятельности, и потому сциентизм предписывал в качестве высших критериев для цивилизации ориентироваться именно на методы естествознания и распространять его принципы на все остальные отношения людей.