Смекни!
smekni.com

Основные положения концепции Ф. Хайека (стр. 2 из 3)

Таким образом, сущность социально-экономической концепции Ф. Хайека состоит в следующем:

- конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о тех возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ресурсов, которыми обладает общество;

- рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров;

- экономические проблемы должны решаться через накопление и распространение информации (знаний);

- высшей человеческой ценностью является свобода. Только она может гарантировать, что человек может самостоятельно распорядиться своим знанием. В условиях конкуренции это ведет к эффективному использованию знаний и тем самым к высокому уровню экономического благосостояния;

- основа экономической свободы состоит не в более или менее равномерном распределении материальных благ, осуществляемом государством и подчиняющим этим распределением отдельных индивидов, а в праве каждого отдельного человека свободно распоряжаться капиталом и своими способностями, что порождает риск и ответственность распорядителя;

- система частной собственности – основная гарантия свободы. Пока контроль над собственностью распределен между множеством независимых друг от друга людей, никто не имеет над ними абсолютной власти;

- государство не должно чрезмерно вмешиваться в экономику, и, прежде всего в процессы ценообразования.

2. Философия бизнеса. Проблемы социальной ответственности предпринимательства

Основы философии бизнеса были заложены еще в XVIII – XIX вв. в трудах классиков экономической теории. Они дали первоначальное научно-практическое определение сущности и роли предпринимателей в экономической деятельности. Уже в начале XIX века в их работах выделяются экономические, организационные и психологические признаки предпринимательства, которые позднее трансформируются в его функции. Р. Кантильон, например, разработал одну из первых концепций предпринимательства, по его определению предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Ж. Бодо, считал, что предприниматель- это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело. Это тот человек, который планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Важнейшее значение для развития современного бизнеса имел вывод ученых XVIII – XIX о том, что предприниматель – это собственник капитала, владелец собственного дела, управляющий им.

В ХХ веке философы стали уделять еще более серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом развитии стран. Серьезным исследованиям подвергаются личностные характеристики предпринимателей, постоянно добивающимся успеха в своем бизнесе, разрабатываются практические рекомендации по осуществлению предпринимательских проектов.

Высказываются новые точки зрения на предпринимательство, формируется довольно устойчивая философия бизнеса. Например, по мнению Ф. Хайека предприниматель, как хозяйствующий субъект характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли. Хайек особо подчеркивает, что в современных условиях предприниматели действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и побеждает тот из них, кто в этой конкуренции выживет. Хайек утверждал, что бизнес, как сумма стихийных процессов значительно шире предпринимательства, равнозначного, по его мнению, любой другой рыночной профессии.

В то же время, по мнению американского ученого Й. Шумпетера «предпринимательство не является профессией и в подобном состоянии нельзя находится длительное время». В трудах Шумпетера изложены важнейшие проблемы теории и практики предпринимательства, изучение которых имеет немалое значение для российских предпринимателей. Так, значительный интерес представляет учение Шумпетера о сущности предпринимателей, их личностных качествах, мотивах деятельности и др. По мнению Шумпетера предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность является специфической проблемой, так как они выполняют функции создания чего – то нового, а сделать что-то новое значительно труднее, чем привычное и испытанное. При этом социальная среда оказывает противодействие попыткам каждого, кто намерен внести новое, в экономике в частности.

Шумпетер исследует проблему мотивов предпринимателя, которые соответствуют девизу: еще больше. Прежде всего, это мечта и воля основать свою частную империю, и в большинстве случаев, хотя и не всегда, - свою династию. Своя империя дает предпринимателю простор и чувство власти. Шумпетер выделяет следующую группу мотивов: одному нужна «свобода» и «условия для развития личности»; другой хочет обладать «сферой влияния», третий движим «снобизмом».

Вторая группа мотивов вязана с волей к победе. Сюда входят с одной стороны, желание борьбы, с другой стремление к успеху ради успеха. В обоих случаях, считает Шумпетер, экономическая сторона сама по себе для предпринимателя совершенно безразлична. Величина прибыли здесь – всего навсего показатель успеха. И в этой группе можно выделить такой мотив, как стремление подняться вверх по социальной лестнице.

Третья группа мотивов связана с радостью творчества, которая в предпринимательской деятельности становится определенным мотивом поведения предпринимателя.

Шумпетер считал, что для развития предпринимательства необходимы два основных фактора: организационно-хозяйственное новаторство и экономическая свобода[3].

Таким образом, философию бизнеса можно определить, как раздел философии, дающий оценку деятельности бизнесмена, как форме реализации субъектом целерациональной активности в соответствии с его интересами и потребностями. В основе этой деятельности лежат органически включенные в его структуру объективные (социальные) и субъективные (личностные) ценности и нормы. Эта деятельность, с одной стороны, представляет собой сложнейшую систему адаптации субъекта к изменяющимся внешним условиям среды, а, с другой - активную форму преобразования данной среды в соответствии с объективными возможностями и личностными ценностями и целями.

В более узком, современном понимании философия бизнеса очень часто рассматривается как философия отдельного предприятия, компании. Компания, корпорации, да и любая организация в целом – это тот же живой организм, который, как и человек, рождается, развивается, взрослеет, испытывает сложности, достигает успеха. И так же ищет ответы на вопросы: «Какова цель существования компании?», «Какой организация будет через 10-15-20 лет?», «Какие обязательства несет компания перед обществом?» Отвечая на эти вопросы, компания формулирует свою философию – идеологическую основу бизнеса. Это помогает ей определить свою уникальность на рынке, обозначить приоритеты в деятельности и развитии, обеспечить единое понимание целей, стоящих перед организацией.

Философия компании – это совокупность смыслов, ценностей и целей деятельности работающих в ней людей, это основополагающие установки, в соответствии с которыми организация осуществляет свою деятельность. Она может включать в себя такие составляющие, как миссия, видение компании, ценности, ключевые компетенции компании, обязательства компании перед заинтересованными группами. Миссия – это предназначение, смысл существования компании, главная ее цель. Это маяк, указывающий дорогу в случае, когда трудно сориентироваться, видение – это желаемый образ компании, ценности – это общая для всех сотрудников система базовых принципов жизни и деятельности компании.

Но это, как уже было сказано философия бизнеса в самом узком своем значении. Более распространенным считается следующее определение философии бизнеса: философия бизнеса - это концепции, описывающие наиболее общие принципы, подходы к производству изделий и услуг, управлению производством, взаимоотношениям между предпринимателем, сотрудниками предприятия, обществом, государством, природной средой. Философия бизнеса основывается на культурных и национальных традициях, общих концепциях развития технической цивилизации. Деятельность предпринимателя всегда социальна, и в развитом обществе сам предприниматель это прекрасно осознает.

Важнейшей составной частью философии предпринимательства является философия качества, которая также имеет социальную направленность. В современных промышленно-развитых странах в начале 20-го века начала складываться философия предпринимательства, основанная на концепции так называемого «общества потребления», т.е. общества, целью существования которого является удовлетворение потребностей сограждан. Окончательно эта концепция общества была сформулирована в 50-х годах. Важнейший вклад в воплощение этой концепции в жизнь внес президент США Джон Фицжеральд Кеннеди, выдвинувший в начале 60-х годов концепцию государственной защиты прав потребителя. Согласно этой концепции, государство обязано активно вмешаться во взаимоотношения производителя товаров и услуг и потребителя на стороне последнего, ограждая его от недоброкачественной продукции и взяв на себя защиту его прав.

В связи с этим актуальными становятся вопросы социальной ответственности предпринимателей перед обществом, гражданами, потребителями.

Главной фигурой общества становится потребитель, его требования (если они социально безопасны) обладают приоритетом над возможностями производителя, и защищаются установлениями государства и общества. Важнейшими достижениями «общества потребления» могут считаться:

- последовательное претворение в жизнь идей свободы торговли, что привело к созданию международного рынка товаров и услуг - потребитель в любой стране может приобретать товар, произведенный в любой стране; следствием этого является резкое обострение конкуренции производителей, обострение их борьбы за повышение качества продукции и конкурентные цены;