Для того, чтобы соединить в символе физических конструкций модель с «Естественным откровением» - природой, нужно выяснить, что дает нам в этой связи «Сверхъестественное откровение» – Книга бытия. Применительно к поставленному вопросу о «Начале творения» и физике, призванной создать адекватную модель этого фундаментального «Начала», мы будем рассматривать лишь первые строки Книги Бытия. В них говорится о первых абсолютных принципах, логосах, положенных в основание всего космического единства, в том числе и принципах устроения самого разума, как средства постижения этого единства человеком. Здесь онтология и гносеология тождественны по существу, поскольку изначальная структура мироздания, как логика творения, отображается в рациональных моделях реальности, демонстрирующих ту же логику.
3. Возможность существования
Начало творения означает переход от небытия к бытию: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». До «начала», таким образом, не было ничего, ни небесной, ни земной природы, ни возможности помыслить об этом. Земная же природа начинается с сотворения самой «земли», или материи, как условия дальнейшего творчества для Духа Божьего: «…актом творения «из ничего» Бог предоставляет возможность появиться чему-то вне Его Самого, что Он ставит само это «вне», само это «небытие» рядом со Своей полнотой. Бог «дает место» абсолютно новому сюжету, бесконечно отдаленному от Него не «местом», но природою» [1]. Этот «бесконечно новый сюжет» имеет свое первое основание в материи, как принципиальной возможности или потенции существования телесного мира. В отрицательных характеристиках материи не содержится ничего кроме самой этой возможности проявиться творческому началу, Слову. Сама по себе материя есть небытие, есть лишь возможность осуществления еще не существующего актуально, есть «прах земной». Она не является каким-то содержанием формы вещи, но служит для материализации ее смысла, для становления слова. Материальность мира, означает вечно присущую ему потенцию для восприятия и проявления формообразующего смыслового содержания, Божественного слова. Материальны время, пространство, все физические объекты и их взаимодействия, но нематериальны их причины и смыслы, как нематериальны математические уравнения и законы физики. Поэтому физика не изучает и не может изучать то, чего нет, свойства материи, но «угадывает» идеальное содержание явлений. Сравнение материи с водой означает текучесть, которая на фоне искомой формы проявляет себя, как неустойчивость, беспорядочность или хаотичность, и во фрагментах становления формы воспринимается как статистическая природа изучаемого явления. При этом, чем более частный фрагмент исключается в физической модели из контекста становящейся идеи, тем в большей мере проявляется его статистический, материальный характер, неустойчивость и неопределенность индивидуального, как условие и возможность быть органичной частью целого.
4. Становление вечности
Первым материализованным словом стал свет: «И сказал Бог: да будет свет И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Свет, освещающий материю, образует вечную триаду тварного мира: свет, как логос, как живое нематериальное единство, Божественное слово, и свет, как материальное и логическое становление, сосуществование двух логически противоположных, нераздельных и неслиянных состояний: дня и ночи. Эта вечная нераздельность и неслиянность логических противоположностей диалектически материализуется в замкнутом циклическом процессе перехода из одного состояния в другое в течение полного цикла становления логоса света, первого дня творения: «И был вечер, и было утро: день один». Смысл света, таким образом, заключен в вечном процессе его становления, когда в лоне чистой возможности, материальной неопределенности, рождается устойчивое и постоянное движение, непрерывный переход из состояния «ночи» в состояние «дня» и наоборот, когда начало и завершение цикла совпадают в событиях вечера и встречаются в событиях утра. Замкнутость цикла проявления света означает целостность его образа, как становление покоя, а повторение этого образа в упорядоченной последовательности состояний и событий – устойчивость существования, как становление вечности.
Итак, в первый день творения кладется первое основание материальному миру: единство и порядок, завершенность и логичность. Свет становится материальным, а материя – освещенной. Диалектика становления логоса света, состоящая в разрешении антиномии его логически противоположных состояний в целостном, замкнутом процессе перехода, как переживании всех возможных моментов или аспектов этого процесса, совпадает с мыслительным процессом познания, диалектического осмысления реальности. Можно сказать, что феноменология, как диалектический метод, есть лишь следствие онтологического принципа, Божественного метода становления слова, интуитивно воспринимаемого и разумно угадываемого. Именно всестороннее рассмотрение возможных проявлений исследуемого целостного объекта позволяет создать символический образ, адекватный его вечному логосу. Становление света порождает диалектические категории целого (свет) и раздельного (день и ночь), единого («день один») и многого (состояния и события), покоя (устойчивость цикла) и движения (непрерывное становление). Такова изначальная логика земной природы, проявляющая себя как в наблюдаемом мире, так и в мыслительной деятельности.
Действие света или его энергия представляет собой постоянное и непрерывное, последовательное перетекание в едином циклическом процессе противоположных состояний материи. При этом упорядоченная последовательность смены состояний в течение «первого дня», имеющего определенную длительность, позволяет говорить о постоянной интенсивности этого процесса или абсолютной скорости становления света. Скорость света поэтому можно считать первой абсолютной мировой константой, определяемой длительностью первого дня творения и задающей как бы абсолютный ход протекания процесса, возможность для существования темпа и времени, как темпоральной длительности. Абстрактным образом процесса воплощения логоса света может служить одномерное замкнутое математическое пространство, в котором каждому моментальному положению относительно события начала и конца цикла соответствует моментальное состояние освещенности материи. При этом сам процесс характеризуется движением точки с постоянной скоростью в этом пространстве и периодически проходящей одни и те же моментальные положения через определенный промежуток длительности. Существенно отметить, что различным и упорядоченным последовательным моментам длительности соответствуют одни и те же моментальные состояния освещенности. Этот абстрактный образ указывает, однако, лишь на предугадываемую нами возможность деления непрерывного и беспредельного процесса на моменты и отрезки, то есть на необходимость количественных характеристик для осмысления качественных изменений, на определение беспредельного.
Таким образом, можно говорить о существовании замкнутого первым днем творения светового континуума, несущего в себе основание для реализации будущего многообразия в осуществленном единстве.
5. Становление структуры
Согласно библейскому повествованию, твердь наделена особым «надмирным» статусом и названа «небом». Твердь противопоставляется материи, как «небо» «земле», как идеальное материальному. Здесь мы видим диалектическую антиномию возможности существования, которая с одной стороны понимается как чистая пассивная потенция материи, а с другой – как исходная идеальная конструкция, идея или план вещи, материальное становление которой приводит к ее бытию. По этим «небесным конструкциям» и были сотворены все первичные материальные структуры (атомы, молекулы, минералы и т.д., и физические поля), определяющие в совокупности и взаимосвязи устройство мироздания: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо». Божеское повеление «да соберется вода» означает вечное присутствие потенциальной энергии неба, материальное проявление которой выражается в виде физических сил взаимодействия между элементами становящейся формы. «Земля» представляет собой вещество - мир материальных дискретных структур, физических объектов, а «моря» – совокупность материальных непрерывных структур – физических полей, волны которых омывают «землю». Физические объекты и поля, следовательно, образуют органичное становление логосов вещей, находящихся в смысловом «небесном» пространстве.