Смекни!
smekni.com

Неотомизм как философское основание педагогики (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Понятие "философское основание" и его роль в развитии современной педагогики

II. Неотомизм как философское основание современной педагогики

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Изучение данной темы является весьма актуальным для современной педагогической науки. Актуальность подчеркивается значимостью изучения философских основ для методологической культуры современного педагога, так как настоящее время требует яркой, масштабной, творческой личности педагога, который призван овладевать культурой общечеловеческих ценностей, профессионального мышления, методологическими знаниями как надежным инструментом теоретической и практико-преобразующей деятельности. В современной педагогической науке разработана концепция индивидуальной деятельности педагога, сущность которой состоит, во-первых, в развитии его богатой, самобытной личности, а во-вторых, в слиянии общественного и личностного смыслов.

Индивидуальность педагога как субъекта профессиональной деятельности находит свое выражение в форме и содержании. Формальная сторона - это внешнее выражение индивидуальных особенностей личности педагога. Оно проявляется в форме индивидуального стиля педагогической деятельности, общения, поведения. Содержательная сторона имеет серьезную философскую основу.

Целью данной работы является необходимость охарактеризовать концепцию неотомизма как философской основы для современного педагога.

Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1. Охарактеризовать понятие "философское основание" и определить его роль для развития современной педагогики

2. Описать основные положения философской теории неотомизма как философского основания современной педагогики.

Для написания данной работы нами в основном использовались аналитические методы исследования. В процессе исследования нами была использована монографическая, учебная и публицистическая литература.


I. Понятие "философское основание" и его роль в развитии современной педагогики

Различные философско-антропологические концепции выражают определенную философскую позицию и в отношении образования человека. Именно философская антропология обратила внимание ученых-педагогов на открытость человека миру, на его стремление не только к адаптации в обществе, но и к самоизменению и самоосуществлению [6].

В основании любой педагогической доктрины имплицитно заложены, наряду с психологическими и естественнонаучными, те или иные философские идеи о человеке.

Философская антропология, представляющая собой не только системное и целое, но и всеобъемлющее знание о человеке, является одним из главных источников педагогической антропологии, которая в свою очередь выступает в качестве фундамента всего здания педагогики. Педагогическая антропология опирается на философское знание о человеке как о предмете не только воспитания и самовоспитания, но и становления и самоосуществления, развития и саморазвития, исходя из его сущности как целостности, из многогранных проявлений его бытия [6].

В педагогической антропологии поднимается достаточно широкий круг вопросов, традиционно относимых к философской антропологии, связанных с природой человека, его сущностью и существованием, его развитием и саморазвитием в процессе образования, смыслом его бытия и педагогическим идеалом.

Именно антропологические аспекты философского знания дают педагогической антропологии обобщенные представления о человеке, которые лежат в основе педагогических воззрений на сущность, цели и задачи педагогики.

Благодаря органическому единству этих антропологических дисциплин можно раскрыть реальные педагогические отношения, внутри которых происходит становление человеческого в человеке. Педагогическая антропология интерпретирует философско-антропологические идеи применительно к педагогике, раскрывая содержание разных концепций образования с точки зрения природы человека, его места в мире в целом, и в структурах образования в частности. Она дает педагогике, исходя из разных философско-антропологических представлений, ответ на вопрос: кем является человек - целью или средством, выступает ли он объектом или субъектом педагогических отношений?

При этом человек понимается или как личность (цель самой себя), существо, которое реализует себя в многообразном, свободном и созидательном общении с другими, или как атомизированный, автономный и обезличенный индивид [2, с. 10].

Философско-антропологические направления, сложившиеся к началу XXI века, служат теоретико-методологическим фундаментом педагогических течений.

Классификация педагогических течений на основе совокупности общих подходов, базовых системообразующих философско-антропологических идей и принципов, позволяет содержательно и формально интегрировать их в педагогические антропологические парадигмы, соответствующие определенным моделям образования. Построенные на философско-антропологических основаниях парадигмы задают педагогические образцы, концептуально осмысливая и педагогически интерпретируя базовые модели образования.

В педагогике неоднократно предпринимались попытки выделения, а также разработки парадигмально-педагогической типологии базовых моделей образования, построенных на различных основаниях и позволяющих ориентироваться в практически бесконечном многообразии педагогических систем, концепций, теорий, технологий, методик прошлого и настоящего [4, с. 18].

Однако в педагогической науке не было попыток систематизировать педагогические течения и типологизировать педагогические парадигмы на широкой философско-антропологической основе с учетом как западного, так и отечественного историко-педагогического опыта.

Вместе с тем философские идеи о человеке в явной или неявной форме были заложены в основание любой педагогической доктрины, наряду с психологическими, естественнонаучными и другими.

Именно антропологические аспекты философского знания дают педагогической антропологии наиболее общие представления о человеке, его природе и месте в мире, которые лежат в основе педагогических воззрений на сущность, цели и задачи педагогики.

В сосуществующих в настоящее время различных философских учениях - в экзистенциализме, прагматизме, диалектическом материализме, персонализме, неотомизме - присутствует и антропологическая составляющая [7, с. 148].

II. Неотомизм как философское основание современной педагогики

Неотомизм— учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм [7, с. 148].

Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современные условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на: материальный и духовный.

Материальный мир — мир "низшего ранга", "он мертв", "не имеет цели и сущности", его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только "сверхразумом", посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений.

В их работах (Ж. Маритен, У. Канин-гхэм, М.Адлер, М. Казотти) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества [7, с. 148].

Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духовный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Таким образом, неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение "Божественного разума", а теология - высшая степень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой. Ее можно познать, только приближаясь к Богу, "сверхразумном".

В области воспитания наука и религия должны взаимодействовать и дополнять друг друга: науке отводиться область земных естественных явлений, религии - духовных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы.

Основные положения педагогики неотомизма определяются "двойной природой" человека: человек есть единство материи и духа, потому он одновременно и индивид, и личность; как индивид человек - материален, телесное существо, которое подчиняется всем законам природы и общества; как личность он владеет бессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется лишь Богу; наука бессильна определить цели воспитания, это может сделать лишь религия, которая знает действительный ответ на вопрос о сути человека, его жизни; главное - душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала.

Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении "досознательного", в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие "досознательного" стремления приблизиться к Богу.

Цель воспитания неотомисты выводят из христианской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, против этого нельзя бороться.

Ближняя цель - христианское усовершенствование человека на земле.

Дальняя - забота о его жизни в потустороннем мире, спасение души. В содержании образования нужно четко разграничивать "истины разума и истины веры". Эта формула, по выражению Ж. Маритена, должна быть "начертана золотыми буквами над входом в любое учебное учреждение".