Смекни!
smekni.com

Основы неоплатонизма (стр. 1 из 2)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Философия»

Неоплатонизм


1. Неоплатонизм как направление античной философии

Неоплатонизм, направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение Платона, Аристотеля, пифагорейства и стоицизма. В центре неоплатонизма учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом. Основные школы: гимская (3 в., Плотин, Порфирий), сирийская (4 в., Ямвлих), пергамская (4 в., император Юлиан), афинская (5-6 вв., Прокл), александрийская (5 нач. 7 вв.). Латинские неоплатоники Марий Викторин, Марциан Капелла, Боэций.

Плотин создал учение, которое не изменялось последователями, а только дополнялось. Порфирий собрал 54 трактата Плотина и разделил их по 9 на 6 групп. Такое деление соответствовало шести основным темам философии Плотина: этика философской жизни – материальный мир – творящая природа - Душа – Ум - Единое. Сочинение было названо «Эннеады».

Система неоплатонизма

Свою систему неоплатоники излагали и дедуктивно и индуктивно.

Если исходить из низших принципов к более высоким, то следует начать с материи, с тел, с физического мира, с космоса, а затем прийти к первопричинам, благодаря которым космос становиться возможным. Важнейшей характеристикой физического мира является движение. Движение возникает благодаря второй ступени – Мировой Душе.

Движение в космосе часто закономерно и даже целесообразно. Без закономерности и целесообразности космос не был бы единым. Смысл движениям Мировой Души, сообщает Мировой Ум (или Мировой Дух).

Ум выше космоса и Мировой Души и является принципом их всеобщего осмысления, устройства и закономерного протекания. Это сумма всех тех идей и закономерностей, по которым развертывается вся жизнь космоса. Как форма и идея идей, сообщающая всему благо, меру, порядок и определенность, Ум является чистой красотой и жизнью.

В свою очередь Мировой Ум не может являться первопричиной ни сущего, ни самого себя. Мировой Ум рождается из более высокого начала – Единого. Единое - тело чувственно-материального космоса, которое является единым целым, оформлено с помощью умственных категорий, или ума, и оживленно вечно подвижной душой.

Промежуточной ступенью соединяющей «окачественный», познаваемый Ум и бескачественное непознаваемое единое являются Числа. Они бескачественны, выше всякого предмета и наполнения, но в то же время являются принципом всякого различения и оформления. Благодаря Числам единораздельность становиться познаваемой.

Единое – это самопроизводящее, самотворящее, вечно порождающее начало, которое является причиной самого себя и существует в себе и для себя, но в то же время Единое лежит в основе всего. Единое нельзя познать и определить, оно абсолютно. Творческая активность Единого так велика, что из него, вечно преисполненного Благом, Благо вечно эманирует. Но Единое от этого не убывает, потому что оно есть абсолютная полнота. Эманация происходит по цепочке: Единое – Числа – Мировой Ум – Мировая Душа – Космос. Каждое тело материального мира содержит частицу Единого, а потому божественна.

Материя – это кромка низшей части Мировой Души. Чувственная материя проистекает из своего источника как последняя возможность, т.е. конечный этап процесса где продуцирующая сила Единого истощается до изнеможения. Материя –это обделенность, утрата Единства и Блага. Поэтому материя - зло, но не противоположность добру, а всего лишь недостаточность Блага, лишенность добра и единства. И зла самого по себе, без добра не существует. Зло – это слабость, недостаточность силы, могущества.

Природа человека

Человек- это душа, а она вечна. Высшей частью души, из которой душа рождается, есть Ум – истинное «Я». Изначально являясь чистой, душа обитает выше, но затем прельщенная чувственным миром ниспадает в космос, где испытывая страдания вновь начинает тянуться к своему истинному Благу. Для того чтобы ей вернуться, человек должен осознать какова его истинная сущность, что такое подлинное «Я». Для этого следует встать на путь аскезы, в результате индивидуальное «я» осознает себя как душу, отличную от тела. Затем человек должен устремиться к добродетели и сосредоточиться на уме, потому что он управляет всеми действиями. На этом этапе человек понимает себя как часть Мирового Ума, и должно произойти полное осознание, что подлинное «Я» -это Ум. Завершающий этап – воссоединение с Единым. В сверхразумном экстазе душа человека сливается с первопричиной и становиться абсолютно свободной, становиться Богом.

Для восхождения к Единому человек должен знать всю реальную причинную цепь. Свобода есть страстное желание Блага.

Этика философской жизни

Человек должен подняться над происходящим на «подмостках» мира сего, оставить земную суету, уйти в себя, чтобы путем интеллектуального самососредоточения созерцать божественное и, наконец, соединиться с ним.

Суть образа жизни неоплатоников состоит, как и в школе Аристотеля, в жизни, подчиненной высшей части нас самих, подлинному, трансцендентальному «Я». Порфирий считал: «Наше подлинное «Я» - это ум, и потому цель, к которой мы стремимся, - жизнь, подчиненная уму». Порфирий так описывает жизнь философа: надо отрешиться от чувственности, от воображения, от страстей, обеспечивать телу только необходимое, удалиться от суетливой толпы. Таким образом созерцательная жизнь является жизнью аскетической. Главная цель аскезы заключается в преодолении господства низшей части души высшей. Внимание всего нашего существа должно быть направленно на Ум. Только осознав, что человек является Умом, он может с помощью Ума подняться к тому, что выше него – к верховному Богу.

Созерцательная жизнь обязательно предполагает не только заботу о себе, но и заботу о других. Забота о других предполагает прежде всего желание сообщить открывшуюся истину людям, с целью изменить их жизнь, направит их внимание к самим себе, к тому, что по-настоящему значимо.

По мысли Плотина, мы можем быть по-настоящему счастливы только тогда, когда благодаря правильному образу жизни наше «Я» освобождается от всего внешнего, лживого, наносного, превосходит созерцание красоты и мы становимся способными увидеть первоначало мира –Единое, которое и есть Верховный Бог. (Плотин: «Пробудив добродетель, взойти к уму и мудрости и через мудрость – к «Самому»»).

Неоплатонизм оказал существенное влияние на различные области последующих культур, прежде всего на средневековую. На базе неоплатонизма разрабатывались христианский культ, догматика, вероучение, в т.ч. иконопочитание, практика аскетизма и монашества, церковная иерархия.

В учении об эмансипации Единого заключен прообраз метода восхождения от абстрактного к конкретному. Неоплатоническая мифология оказала влияние на становление гелиоцентрической картины мира (Солнце- видимое воплощение Единого).

2. Термины

Аскетизм – строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.

Теургия – в философии античного неоплатонизма совокупность действий и ритуалов, посредством которых душа получает очищение и возможность лицезреть богов. В определенной степени теургию можно назвать белой магией. Ее отличие заключается в том, что человек не влияет на волю богов, но напротив, подчиняет себя их воле, а потому преображается в их образ и соединяется с ними.

Эманация (от лат.emanatio – истечение, распространение) – философское понятие в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням.

Экстаз –святое возбуждение и объединение души человека с Единым.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) древнегреческий философ, основатель собственно научной философии. Он рассматривал природу в виде последовательных переходов от «материи» к форме и наоборот. Источником всякого движения является Бог – «неподвижный перводвигатель», сам себя мыслящий ум (нус).

Платон(427 – 347 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель учения. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм -«идей», которые он отождествлял с бытием. В центре космологии Платона – учение о Мировой душе. Единственное верное познание – это воспоминание бессмертной души человека о мире «идей». О чувственных вещах и явлениях возможно только вероятное «мнение». В диалоге «Парменид» выдвинул тезис о непознаваемости «идей» для человека, а мира вещей для божества. В Афинах основал собственную школу – Академию.

Плотин (204/205—270) — древнегреческий философ, считающийся основателем неоплатонизма. В Риме основывает свою школу и 10 лет преподает философию. Опираясь на поддержку императора Галлиена, пытался создать город философов (Платонополь). Трактаты и лекции Плотина издал его ученик и друг Порфирий (ему же принадлежит и "Жизнь Плотина" — важный источник сведений о последнем).

Порфирий (232/3 -303/5 гг.)- ученик и друг Плотина. Прославился изучением проблем логики, толкованием философских и религиозных текстов.

Прокл по прозвищу Диадох ("преемник") (412— 485). Довел до окончательной логической разработки весь неоплатонизм. В его работах вся древняя мифология предстает в виде продуманной и триадически построенной диалектики. К главнейшим трудам можно отнести его комментарии к 12 диалогам Платона, "Орфическую теологию", комментарии к Плотину и др. Вел жизнь аскета, соблюдая посты по египетской религии и культу Кибелы.