4 Эмпиризм в гнесеологии
Эмпири́зм (от греч. опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).
Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XXв. В русской философии в XIX и 1-й половины XXв. преобладал первый термин, а со 2-й половины XXв. начал преобладать и сейчас преобладает второй. Термин «эпистемология» более узкий, чем «гносеология»: эпистемология рассматривает строго научное познание.
5 Отличие законов природы и общества
Рассматривать законы природы и общества можно только с позиций материализма. Основой материалистического мировоззрения является признание первичности материи и вторичность сознания. Поэтому перед рассмотрением законов природы надо разобраться с понятием материи.
Материя, её виды и свойства.
Материя это объективная реальность, данная нам в ощущениях. Это определение материи содержит три важнейших свойства материи:
1.Материя это всё то, что реально существует в мире.
2.Материя существует независимо от сознания человека.
3.Материя познаваема, так как действует на органы чувств.
Условно материю можно разделить на два вида: вещество и поле. Вещество это вид материи, состоящий из частиц, имеющих массу покоя. Поле это вид материи, состоящий из частиц, не имеющих массы покоя, то есть существующих только в движении с предельной для нашего мира скоростью 300000 км/с. Все закономерности полей указывают на то, что поле это состояние материи не нашего мира, а более мелкого микромира, элементарные частицы которого на сорок порядков меньше элементарных частиц нашего мира.
Свойства материи:
1.Главное свойство материи – изменчивость.
2.Материя существует только в пространстве и во времени.
Пространство-это размеры материи. Пространство само по себе без материи не существует.
Время - это промежуток между причиной и следствием. Время всегда течёт в одну сторону: от причины к следствию, но скорость течения времени может быть разной и зависит от скорости движения. Пространство и время образуют информационное поле материи.
3. Материя представляет собой бесконечное множество вложенных друг в друга миров, поэтому материя бесконечна в пространстве и во времени и непрерывна, то есть сплошь заполняет всё пространство. Скорость течения времени во вложенных друг в друга мирах разная.
Дополнение: О бесконечности материи.
Вспомним, что окружающий мир бесконечен, но бесконечен не только в том виде, что куда не двигайся – конца не найдешь. Материя бесконечна потому, что представляет собой бесконечное множество вложенных друг в друга миров. Например, наша Вселенная это лишь элементарная частица какого-то более крупного мира, а элементарная частица нашего мира это гигантская вселенная микромира, которая в свою очередь состоит из более мелких частиц и так далее до бесконечности.
Можно описать это и по другому. Материя нашего мира вся, начиная от элементарных частиц и до сверхзвезд и галактик, “плавает в бульоне” состоящем из частиц более мелкого микромира с размерами частиц на 42 порядка меньше наших элементарных частиц. И все наши частицы являются только “сгустками” из этого “бульона”. А в свою очередь этот микромир – бульон плавает в бульоне из еще более мелких частиц и так до бесконечности. А наш макромир – это всего лишь элементарная частица “бульона” для более крупного мира чем наш.
2. Основные законы природы.
1.Закон сохранения энергии и массы.
Этот закон устанавливает количественное отношение между различными видами материи.
“Энергия и масса не исчезает и не возникает из ничего, а только передаётся от одних тел к другим”. “При взаимодействии разных видов материи общая энергия и масса системы не меняется”.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
Этот закон устанавливает причину самопроизвольного изменения материи.
“В любом виде материи обязательно существуют два противоположных качества, которые непрерывно борются и в результате этой борьбы материя меняется”.
6 Философия права
Междисциплинарная отрасль знания, объединяющая познавательные усилия философии, юриспруденции, социологии, психологии и других социогуманитарных дисциплин в исследовании сущности правовых реалий, анализе причинно-следственных связей, которыми они соединены с онтологически-метафизическими первоначалами бытия. Возникшая в «осевое время», философия права прошла в своем развитии длинный и сложный исторический путь; на ней отразились все те социальные потрясения, через которые прошла мировая цивилизация. Эволюционируя в русле общих философско-культурологических парадигм, философия права прошла через античный космоцентризм (Платон, Аристотель, стоики), средневековый теоцентризм (Фома Аквинский), антропоцентризм Нового времени (Локк, Кант и др.). Особое направление в ее развитии составили концепции правового негативизма (греческие софисты и циники, Макиавелли, Штирнер, Ницше, Бакунин, большевизм), в полемике с которыми философия легальности и правопорядка оттачивала свою аргументацию.
Крайне драматичной оказалась судьба философии права в восточнославянском мире. Начав делать свои первые шаги в XIXв., она вышла к XXв. на европейский уровень, освободившись от духа ученичества и провинциализма. Но последующие события, связанные с октябрьским переворотом и приходом к власти большевиков, резко изменили ее участь. Эмиграция спасла жизнь И.Ильину, С.Булгакову, Н.Бердяеву, П.Сорокину, Е.Сперанскому, Б.Вышеславцеву, Н.Тимашеву, продолжившим за рубежом свои философско - правовые исследования. Но в Советском Союзе философия права как таковая перестала существовать.
В философско - правовых учениях прошлого и настоящего проявилась конструктивная способность культурного сознания к упорядочению, оформлению стихийного социально-правового опыта в концептуальные модели с разнообразием присущих им функций мировоззренческого, ценностно -ориентированного, нормативно - регулятивного и воспитательно-образовательного характера.
7 Смысл спора между номиналистами реалистов
Ярче всего философский потенциал, имевшийся в схоластике, проявился в восходящем к ХI веку спору реалистов и номиналистов.
О чем шел спор и каковы были позиции спорящих? Этот спор, как всякий иной, шел между противоположными рассудочными позициями, сперва разделенными категорическим «или - или» (по правилу «Да будет слово ваше: да-да, нет-нет, а что сверх того, то от лукавого»). Он имел своим предметом всеобщие определения мысли, всеобщее вообще – то, что в античности называли идеями, родами, сущностями вещей и что в средние века стали называть универсалиями или предикабилиями, категориями (например, красоту, человечность, тяжесть, округлость и т.п.). Каков способ существования идей?
Уже некоторые ученики Платона стали представлять себе бытие идей самостоятельным, отличным от вещей и от мышления человека, и средневековые реалисты считали также (сегодня слово «реалист» имеет обратное значение, ибо реалистами зовут тех, кто не верит в существование идей самих по себе, считая их выдумками). Первым, самым грубым реалистом был Гийом из Шампо (1070-1121). По его убеждению, реальна только всеобщая сущность вещи (например, человечность), а то, что отличает единичные вещи друг от друга (например, Платона от Сократа), есть лишь нечто случайное, акциденция.
Схоластики же, признававшие реально существующими только единичные вещи, а всеобщие определения – лишь именами, стали называться номиналистами. Так, крайний номиналист Росцелин приписывал возникновение универсалий только потребностям языка: они-де есть лишь родовые имена, выдуманные людьми названия индивидуальных вещей – мысленные, а не мыслимые сущности.
В самом деле, что есть, например, сущность человека, человечность – нечто реальное, существующее само по себе, т.е. вне единичных людей и нашего мышления о них, или же она номинальна и есть только имя, выдуманное нами для обозначения себе подобных, так что реальны лишь человеческие индивиды, а человеческий род, человечность – нет? Эта философская проблема интересна тем, что в ее основании лежит противоположность, которой не знала античность – противоположность всеобщего и единичного, мышления и бытия, идеального и реального. У Парменида, Платона и Аристотеля мышление и бытие изначально тождественны, отчего у них и нет проблемы реальности идеального и идеальности реального.