Крупнокалиберные пулемёты призваны поражать воздушные и лёгкобронированные наземные цели. Калибр 12,7-15 мм позволяет иметь в боекомплекте мощный патрон с бронебойными, бронебойно-зажигательными и другими пулями. Это обеспечивает поражение наземных целей с толщиной брони 15-20 мм на дальностях до 800 м, а огневых средств, живой силы и воздушных целей – до 1500-2000 м. Боевая скорострельность крупнокалиберных пулемётов составляет 80-100 выстрелов в минуту очередями. Подвижность крупнокалиберных пулемётов ограничена их значительной массой и размерами. Пулемёты ставятся на универсальные или специальные (наземные или зенитные) полевые станки. С универсальным станком масса может составлять 140-160 кг, с лёгким наземным – 40-55 кг. Таким образом, крупнокалиберные пулемёты – это наиболее мощный тип стрелкового оружия в плане поражения наземных и воздушных целей, но и наименее подвижный тип. Тем не менее интерес к ним не снижается. Это связано как с постоянным ростом значения армейской авиации и действий тактической авиации на сверхмалых высотах, так и с дальнобойностью крупнокалиберных пулемётов, позволяющей вести борьбу с точечными целями (снайперы, пулемётчики в укрытии, расчеты огневых средств) на дальностях до 1000-1500 м. Стоит заметить, что уже не первый год делаются попытки замены крупнокалиберных пулемётов лёгкими автоматическими пушками калибра 20-30 мм. Здесь стоит упомянуть опытную американскую 30-мм ASP-30 или швейцарскую 25-мм KBBILTIS– своеобразных потомков 20-25 мм «противотанковых пулемётов» времён 20-х годов. В принципе это оправдывается опытом локальных войн – достаточно вспомнить результативное применение 23-мм установок ЗУ-23 по наземным целям в Афганистане или Чечне, - но разработка достаточно лёгких и мобильных (с учётом боекомплекта) образцов, достигающих высокой точности с лёгких переносных установок, связана с рядом трудностей.
В связи с бурным количественным и качественным ростом бронетанковой техники после Второй мировой войны развитию специализированного противотанкового вооружения уделялось очень серьёзное внимание. Ручные противотанковые гранатомёты зарекомендовали себя как незаменимое средство борьбы с танками и бронемашинами противника в ближнем бою. Масса и размеры РПГ позволяют использовать их в боевых порядках отделений во всех видах боя и вести огонь практически с любой позиции. Простота обслуживания позволяет практически каждому пехотинцу выполнять задачи гранатомётчика. Не случайно в ряде уставов дальность спешивания подразделений с боевых машин устанавливается в 500-600 м от позиций противника, т.е. на дальности прицельной стрельбы РПГ.
К лёгким зенитным средствам, кроме пулемётов, относятся переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) весом от 15 до 80 кг. Пуск зенитной управляемой ракеты (ЗУР) производится с плеча или со станка. Чтобы предотвратить поражение собственных самолётов или вертолётов, некоторые ПЗРК оснащаются радиозапросчиками системы «свой-чужой».
Итак проведя классификацию оружия лишь по одному критерию – тактическому принципу и, выделив на рассмотрение только один подвид – пехотное оружие, можно обнаружить множество образцов, каждый из которых предназначен для решения узкого круга боевых задач. Сходное состояние наблюдается и в авиации, и на флоте, и в космических войсках, т.е. современные условия диктуют необходимость крайне широкой дифференциации оружия для более высокого боевого потенциала армий.
Глава 2 «Рынки сбыта вооружений».
В качестве введения в главу приведём мнение и оценки Президента России. Выступая в конце апреля 2003 года, Путин заявил, что в 2002 году совокупный объём экспорта военно-технической продукции России составил 4,82 млрд. долларов. «Это на 500 млн. долларов превысило плановые показатели». Президент сказал, что основной статьёй российского военного экспорта остаётся авиационная техника – в 2002 году её доля в общем объёме такого экспорта составила почти 70%. Эти пропорции сохраняются и до сих пор. В то же время имеются значительные перспективы у сухопутных и военно-морских видов вооружений. Путин высказался за последовательное расширение номенклатуры экспортируемых вооружений, в частности, за счёт высокотехнологических изделий. «Это должно стать стимулом для развития наукоёмких отраслей производства». В 2005доля авиатехники в экспорте военной продукции составила 60% наряду с общим увеличением экспортных поставок[2], что говорит о заявленной президентом работе по увеличению объёма продаваемых сухопутных и военно-морских видов вооружений.
О конкурентоспособности Российского оружия говорят следующие цифры [приложение 1]: за 2002-2003 годы российская посредническая корпорация поставила различных видов вооружений на сумму 9,1 млрд. долларов по сравнению с 6,3 млрд. долларов за 2000-2001, а только за 2005 год эта сумма составила 6 млрд. долларов, причём доля России в общем объёме мировых поставок оружия увеличилась по сравнению с долей США[3]. Также важным является то, что Россия является вторым экспортёром оружия в мире, но разрыв между Россией и США остаётся существенным. США увеличили экспорт оружия в 2002 финансовом году по сравнению с 2001 годом на 10% до 13,3 млрд. долл. Представители министерства обороны США не скрывают удовлетворения: итоги года превзошли ожидания Пентагона, прогнозировавшего объем продаж на уровне 12,8 млрд., сообщает ИТАР-ТАСС. В военном ведомстве такой значительный прирост частично объясняют значительными закупками оружия Израилем – на 2,9 млрд., Египтом – на 1,8 млрд., Италией – на 815 млн. и Грецией – на 812 млн. долл. Правда, необходимо оговориться: большая часть оружия, приобретенного в минувшем году Израилем и Египтом, была закуплена на предоставляемую Штатами финансовую помощь. Иначе говоря, амбиции обходятся недешево: парадокс, но США приходится самим оплачивать свой же экспорт. В Пентагоне же предпочитают говорить о реформах, осуществленных в последние годы Пентагоном в рамках программы зарубежных военных поставок. Именно они, по мнению чиновников, позволили повысить заинтересованность зарубежных партнеров в приобретении оружия у военного ведомства США. Также следует отметить, что совокупный экспорт США в 2003-2005 годах снизился в связи ростом доли России, недавней тенденцией увеличения экспортных поставок оружия Евросоюзом, который вышел на второе место после США по объёму этих поставок, и перенасыщением рынка вооружений.
Итак, США является мировым лидером по поставкам вооружений на экспорт, их доля на рынке составляет по последним данным около 43%[4]. Россия занимает второе место – около 20% мирового рынка, на третьем месте Франция, чей объём экспортных поставок оценивается примерно в 1 млрд. долларов [приложение 2].
2.1 Китай. Все эксперты согласны с тем, что рост российского экспорта в последние годы связан с недавними крупными сделками на поставки оружия Китаю. По оценкам экспертов, в 2002 году на Китай пришлось 58 процентов поставок оружия по линии "Рособоронэкспорта", в 2003 году - около 40 процентов[5]. Рост экспорта оружия в Китай с 2001 года обеспечил основную часть экспортных поставок российской военной техники. Китай стал самым большим приобретением российского военного экспорта. Он закупил у нас оружия − самолётов, ракет, кораблей на сумму до 3,5 млрд. долларов. В 2004 году было поставлено в КНР 24 истребителя Су-30МКК, одной (из восьми запланированных) подводной лодки проекта 636М, а также не менее 8 дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ-2 «Фаворит»(2 из них в 2004 году).
На примере Греции, Венесуэлы и, конечно, Китая можно убедится в обоснованной востребованности ЗУРов С-300. Даже устаревшие С-200 Украинских ВВС за пределами своих нормативных показателей дальности поразила пассажирский самолет над Черным морем. Конечно, это трагедия, но это и оценка этого давно разработанного комплекса. С-300 созданы для борьбы с оперативно-тактическими ракетами и баллистическими ракетами средней дальности с дальностью полёта до 3,5 тыс. км. Во время войны в Персидском заливе их аналог «Пэтриот» РАС-2 показал почти втрое меньшую эффективность (0,95 для российских и 0,36 для американских ЗУР). Кроме того РАС-2 неспособны поражать современные ракеты с отделяющимися боеголовками, зависят от разведывательных ИСЗ (что удлиняет время их реакции), а их обслуживание стоит на 65% дороже, чем российских аналогов. Высокие качества комплексов С-300 обусловили их конкурентоспособность на мировом рынке.
Как качественный, так и временной разрыв сохранился и при создании российских и американских средств ПВО на театре военных действий. Если американские средства ПРО РАС-3 ещё только проходят испытания, то отечественные С-400 давно готовы к серийному производству. Более того, с конца 2002 года они, под названием «Триумф», начали поступать в войска. «Триумф» за последние несколько лет стал традиционным экспонатом российского ВПК на международных выставках, что косвенно говорит о его популярности. При этом показатели российских систем по минимальной эффективности площади рассеяния целей превосходят американские в 5 раз, по максимальной скорости и высоте поражения на − 33%, по максимальной дальности целей − в 2,5 раза[6]. Тем не менее США удалось протащить заведомо ущербный РАС-3 и на европейский рынок в качестве образца для создания европейской ПВО. Как справедливо подмечал эксперт в области торговли оружием Константин Макиенко в интервью журналу «мировая экономка»: «главным преимуществом позиции США на рынке вооружений является почти монопольная способность предоставлять покупателю в одном пакете с продаваемым вооружением ещё и гарантии страны-экспортёра».