СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРИНЦИПЫ НООГЕНЕЗИСА В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ В. ВЕРНАДСКОГО
1.1 Ноогенетические характеристики глобального процесса
1.2 Сконструированная реальность
1.3 Планетарное общество как критериальный признак ноосферы
1.4 Нооцивилизационная альтернатива
1.5 Нооэкономические определения
1.6 Коррекции методологии
ВЫВОД
ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
В работе обоснованы ноогенетические аспекты современного глобально-цивилизационного процесса, планетарного общества, что утверждает свои ценности, затронут вопрос о нооэкономических основах, которые формируются в структуре экономического пространства, о необходимости коррекции экономической методологии.
По всей вероятности, ни у кого не возникают сомнения относительно переходного характера современной эпохи. Мир меняется системно, и этот процесс ускоряется. Кризис 2008-2009 гг., оцениваемый по определениям как кризис межсистемных трансформаций, со всей настойчивостью сигнализирует нам об этом. Но в каком направлении осуществляются соответствующие преобразования, какие ценности становятся доминирующими, а какие отмирают (следовательно, их не нужно искусственно оживлять), — эти вопросы пока остаются проблематичными. Их активно обсуждают, и они касаются не только чисто теоретических преференций, но и имеют весомый прикладной аспект. Чтобы быть уверенным в том, что принимаемые мировым сообществом антикризисные меры станут действенными, что через определенный промежуток времени все не повторится сначала, как отметил Н. Саркози на саммите G-20 в Вашингтоне 15 ноября 2008 г., нужно, прежде всего, выяснить "куда движется мир"? Данная работа посвящена именно этой проблеме. В ней речь идет о возрастающей значимости антропологической парадигмы современных глобально-цивилизационных, в том числе социально-экономических, преобразований, доминантности ноогенетических начал в этом процессе.
Для отечественных ученых весьма важно, что у истоков обоснования принципов ноогенезиса стояли выдающийся ученый XX в., первый президент Украинской академии наук Владимир Иванович Вернадский, а также французский философ и теолог Пьер Тейяр де Шарден. Современная информационная революция дала ощутимые импульсы своеобразному ренессансу интересующей нас парадигмы. Речь идет о гипотезе, связанной с перспективами глобального Интеллекта, формировании на его основе Планетарного общества, в котором Природа и Человек реализуют свои ценности в системной взаимозависимости как единое целое. Повышенное внимание к соответствующей проблематике научной мысли не только России, но и стран Запада связано с этими акцентами. К сожалению, в Украине, которая должна была стать инициативным лидером в данных вопросах, такая проблематика фактически находится вне надлежащего внимания научного (прежде всего академического) сообщества. Эту досадную оплошность нужно исправлять.
1. ПРИНЦИПЫ НООГЕНЕЗИСА В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ В. ВЕРНАДСКОГО
1.1 Ноогенетические характеристики глобального процесса
Уже неоднократно поднималась проблема преодоления чисто экономической версии глобализации, которая фактически делает невозможным ее анализ на уровне феноменальных обобщений, ее определений как "социального организма". Между тем человечество в своей общности — это, прежде всего, духовное начало, системная взаимозависимость на уровне сознательного, сетевая структура разноаспектных информационно-коммуникационных связей и только потом — глобальная экономика. Попробуем объяснить эту позицию. На наш взгляд, глобализация — планетарный механизм, который органично сочетает в себе коммуникационный инструментарий взаимодействия, с одной стороны, Человека с Человеком, а с другой — Человека и человечества в целом с природой и биосферой. Глобализация в этой интерпретации выступает, по сути, как эксклюзивный инструментарий коэволюции Человека и Природы, разума и материи, обеспечения последовательной (поэтапной) трансформации биосферы в ноосферу. Принципы ноогенезиса, на которых базируется антропологическая парадигма глобализации, отражают логику именно данной эволюции — эволюции возрастающего влияния в процессе глобальных трансформаций человеческого сознания и человеческого разума. Речь идет о глобализации как "осмысленном генезисе на основе человеческого разума". Теоретические обоснования В. Вернадского формируют достаточно весомую методологическую базу научного осмысления этого процесса. П. Тейяр де Шарден формулирует его как "мегасинтез" Человека и Природы. В работах известного российского ученого Н. Моисеева речь идет об "универсальном эволюционизме", который характеризует обозначенную взаимозависимость.
Что является главным в этой системности? Позиция, которой придерживается В. Вернадский, вполне определена: доминирующим началом в системной взаимозависимости неживой и живой природы является Человек, человеческий Разум. Ноосфера, по мнению В. Вернадского, воплощает в себе объективные начала циклической эволюции Планеты — от стадии, обусловленной биологическими законами, до стадии, сформированной разумом человека, который принимает на себя функцию главной системообразующей геологической силы. Отсюда семантическое определение ноосферы как сферы Разума. В. Вернадский в 1938 г. писал, что геологически мы сейчас переживаем выделение в биосфере царства Разума — ноосферы, которая коренным образом меняет ее строение. Речь идет о новом не только в истории Земли, но и в истории человечества — о "новой геологической эре", "осознанной эволюции Планеты", "направленном развитии". Отсюда вытекает важный вывод: ноосфера, по своей сущности, — очеловеченная природа, воплощение эволюционных изменений биосферы, главным субъектом которых выступает человеческий разум, приобретающий в этом процессе статус "геологической силы".
Аналогичные взгляды отстаивал и П. Тейяр де Шарден, согласно которым человек в процессе ноогенезиса принимает на себя двойную функцию — реализует себя, с одной стороны, как "мыслящий центр перспективы", "центр конструирования Универсума", с другой — как "ось и вершина эволюции", как инструмент "направленного развития". Именно на этом базируется логика очеловечивания природы.
В этом контексте следует сказать и о том, что новый цикл глобального развития - цикл коэволюции живой и неживой материи, Природы и человеческого Разума влечет за собой не только обновление, но и принципиальное обогащение энергетического потенциала Планеты. В процессе ноогенезиса формируется новая биогеохимическая энергия, которую В. Вернадский называет "энергией человеческой культуры". Эта энергия связана с креативной деятельностью человека, с его ресурсным потенциалом, энергетикой человеческого Разума, которая не имеет ограничений в своем потенциале. Результатом этого процесса является превращение биосферы как живой оболочки планеты, которая развивается благодаря потенциалу космической энергии, в ноосферу - живую функциональную систему с качественно обновленным доминирующим геологическим началом - духовной энергией, то есть энергией человеческого Разума.
Особая роль в формировании духовной энергии принадлежит науке. По В. Вернадскому, именно "ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет". Увеличение объемов научных знаний, подчеркивает ученый, выступает "главной геологической силой, создающей ноосферу". "Ноосфера, - писал он, - это биосфера, переработанная научной мыслью". Ноосфера - это "область человеческой культуры и проявление человеческой мысли". В процессе создания матрицы "очеловеченной природы" наука как одна из определяющих сфер креативной деятельности человека принимает на себя не только познавательную, но и конституирующую (системообразующую) функцию.
Соответствующий принцип переносится и на характеристики общественного развития. Ноосфера органично сочетает в себе сущностные определения "очеловеченной природы" и общества (в том числе и экономики). Речь идет о системной подчиненности последних принципам ноогенезиса. Понятно, что такая конверсия взаимозависимости понятий "природа" и "креативная деятельность человека" обозначает глубокий качественный перелом в методологии научного анализа. В данном случае обрывается цепь ньютоновской детерминированности, общественных процессов, а глобальная реальность приобретает признаки "сконструированной реальности". Попробуем рассмотреть указанную проблему, руководствуясь при этом положением А. Шопенгауэра, согласно которому реальность идентифицируется совокупностью трех параметров: а) пространством в его структурном измерении; б) временными определениями; в) причиной и целью.
1.2 Сконструированная реальность
Понятие "сконструированная реальность", которое корреспондирует с определениями ноосферы и радикально меняет канонические представления о соотношении Природа - Человек - Общество, широко используется в разных контекстах в трудах ученых современности, в частности Нобелевского лауреата И. Пригожина. Как и В. Вернадский, бельгийский исследователь связывает это понятие с креативной составляющей человеческой деятельности. Очеловечивание природы оценивается им как результат творчества и новаторства личности. Он отмечает: мы исходим из того, что человеческое творчество и новаторство "можно рассматривать как усиление законов природы, уже представленных в физике и химии". "Творчество человека продолжает творчество природы". Отсюда вывод, который неоднократно делает И. Пригожий: "Мир есть конструкция, в построении которой мы все принимаем участие".
Оценивая соответствующие научные новации И. Пригожина, И. Валлерстайн указывает на то, что они являются вызовом нашей культуре в том виде, в котором она практиковалась до этого. Имеется в виду позиция ученого, проливающая новый свет на соотношение объективного и субъективного, материального и идеального в глобальном процессе, на взаимозависимости материи и человеческого интеллекта.