Смекни!
smekni.com

О критерии знания (стр. 2 из 2)

Если скептик говорит о том, что ум человеческий может обманываться, то: 1) Само это утверждение может быть примером такого обмана (как и любое утверждение вообще); 2) Но чтобы уму обманываться, должен существовать этот ум, а то что же будет обманываться (?) Следовательно, необходимо известно хотя бы одно, а именно что ум существует (обманыается ли он, прав или сомневается), и эта идея независима, ни от правоты, ни от ошибки чего-либо еще. Но это тоже опровергает чистый скептицизм. И т.д. и т.п.

Если мы говорим друг с другом, то значит надеемся на передачу некоего знания. Но если оно чисто субъективно, то какже его можно было бы передать, т.е. вывести за его субъективные пределы? Значит оно не чисто субъективно, и с точки зрения нашей практики мы доказываем себе и другим возможность универсального знания.

При всей возможности ошибаться во многих отношениях, мы все же не можем ошибаться во всех отношениях. Ошибка во всех отношениях – просто сампротиворечивое утверждение! А значит можно строить критерий правильного знания на тех случаях неподвергающегося ошибки, определенного, необходимого знания. Все построенное знание конечно может тестироваться и все более остро и детально определяться, но несомненно доказан сам факт существования такого знания и потому факт существования такого критерия, как показаны и примеры последнего.

Не следует грустить и тем, которые считали себя субъективистами. Следует признать, что без субъекта нет и знания, принадлежащего этому субъекту. Но только это не исключает существования знания самого по себе , т.е. знания в уме абсолютного, несотворенного субъекта или Бога. Субъект сотворенный знает в силу несотворенного знания, т.е. всилу наличия этой определенности, этого абсолютного критерия и эталона. Субъективизм возможен, только если в конечном итоге субъект понимается абсолютно, а варианты знания временными проекциями абсолютного знания. Но если то существует, то можно как-то им и начать обладать, и это будет уже не субъктивно или объективно, а и тем и другим одновременно. Пока же недоступна абсолютность всезнания, нельзя отвергать объективную составляющую знания и нельзя смешивать его с мнением. Возможны большие знатоки и меньшие, умники и идиоты, гении и бездарности, добродетели и пороки. Тогда функциональна моральная мысль, можно и должно учиться и совершенствовать свою природу. Можно поучиться у того, кто знает нечто лучше тебя, хотя и возможно это обучение вследствии трансцендентного света универсального разума, которым все в конечном счете измеряется и признается. В этом можно не сомневаться. В этом позиция Августина и Бонавентуры не подлежат сомнению. Хотя невредно иметь ввиду и то, что продвижение любого индивида к совершенному знанию может оказаться процессом негладким и затяжным, как и то что путь этот не безнадежен, и вехи на нем (или критерии) могут быть замечены и указаны.

А. Кудлай. 26 января 2007