Смекни!
smekni.com

О логосе, рациональности и уме (стр. 3 из 4)

У нас немудрено блеснуть!

(А.С. Пушкин)

Поэтому, конечно, в изучении сначала классиков, а после и их гениальных последователей и учеников, которые сами привнесли немало острых и оригинальных наблюдений и решений, нужно идти дальше лишь отдельных афоризмов, но просто читать все подряд, что они писали, хотя бы на определенные, интересующие читателя особо, темы. И это “сокращает нам опыты быстротекущей жизни”(Пушкин), воспитывая душу, позволяя ей подняться над уровнем дикаря, или пролетария.

О том же как читать, сказать коротко непросто, хотя попробовать не возброняется! Как например: внимательно, неторопливо, терпеливо, без скоропостижных кончин, или выводов, ибо если мы думаем, что мы сходу поняли все у Платона или Аристотеля, или Декарта, или Канта, мы подвергаемся опасности ложного самомнения, т.к. каждый из подобных писателей был очень умен, а мы знаем,то выдающийся ум – явление не очень часто встречаемое в практике. Следовательно мы легко можем проглядеть многое, а иное и воспринять не в смысле, придаваемом этому самим писателем, который может что-то говорить шутя, иносказательно, с целью спровоцировать самостоятельную попытку мыслить у читателя или участника диалога, например видимая слабость некоторых аргументов Сократа и объясняется его желанием вытянуть на ковер одного из обещающих талантливых собеседников.

Здесь могут помочь талантливые критики или учителя философии, которые имеют сами развитый длительной практикой ум, а также помня свои промахи в прошлом, желают помочь студентам философии пройти дорогу более гладко, где-то засыпав ямки, где-то наведя мосты, а где-то подогнав лодку для переправы.

Как же выбирать хороших критиков и профессоров? Некоторые уже пользуются высокой репутацией – попробуй их первыми и посмотри, не помогают ли они увидеть содержание оригиналов более ясно, детально и связно. Вдохновляют ли они на еще более внимательное изучение предмета? Если да, то это – хорошее чтение в добавление к оригиналам. Бывает также что иные критики и сами являются оригнальными и острыми философами.

Занятие философией и возможно только по той причине, что существует та универсальная правда . Смысл этого занятия и состоит в попытке выявления оной для себя и других и испытания, а действительно ли правду мы выразили нашими словами. Такое испытание проводится (в упрощении) по двум критериям, как я уже говорил, а именно: а) соответствия наших слов описываемым фактам или универсалиям, б) внутренней непротиворечивости в нашей речи.

Первый критерий можно назвать основанным на физическом или психологическом наблюдении, второй основанным на речевой математике, или формальной логике. По-настоящему логичным же будет философское исследование, которое отвечает обоим критериям. Т. е. чтобы мы были правдивы

в нашем философствовании, нам необходимо честное и острое наблюдение за фактами жизни и универсалиями, а также правильная (верная) речь, которой мы пользуемся для обозначения таких наблюдений перед собой ли или перед другими.

То, что я сказал сейчас, весьма практично, а не лишь абстракция. Как практично учение Будды о Восьмиричном Благородном Пути. Где Учитель говорит

о Правильном Понимании, Правильной Решимости, Правильной Речи (Правильном формулировании мысли), Правильном Поведении, Правильном Образе Жизни, Правильном Усилии Сознания, Правильной Собранности Разума и Правильном Тотальном Сосредоточении (Всех Творческих Сил).

Как известно, Будда не ставил своей целью формальную философию или логику, хотя и был образованным и тонким мыслителем. Очень редко отклонявшимся от логического стиля, и то для особых случаев, общаясь с очень примитивным собеседником и в детской манере последнего – я лично помню сейчас только один такой случай философской неизысканности с Его стороны.

Мне симпатично твое решение не уделять времени “преперательствам”, а вместо этого обратиться к той из конкретностей моего философствования, которая импанирует тебе, и к чему ты желаешь добавить еще и понятие “Непосредственность(!)”. Я не имею возражений по этому поводу, тем более в том аспекте, в котором, чувствуется, тебе это приглянулось, а именно живость, свежесть, персональная вовлеченность и творчество.

Вера в то, что Истина (Бог) имеет доступ непосредственно в каждое сердце,

особенно то, которое не отвергает ее, импанирует, конечно, и мне. Лейбниц даже развил очень интереную доктрину по этому поводу. Я не сомневаюсь, что Бог может непосредственно учить душу, без того чтобы та необходимо должна была обращаться к другим душам, также наученным Богом. Сказано: “Он был Учителем всех Учителей!”.

Однако, особенно в последние годы, я склонен ценить интересные дарования разных мыслителей, художников и поэтов, в творчестве которых очень чувствуется пульс Вечного Существа. Более того, это - то, что Всевышний дал мне способность воспринимать, понимать и ценить. Ценя непосредственность, я к тому же научился уважать хорошую философию, литературу и искусство; и в моем уме одно не противоречит другому, т.к. творчество последних не противоречит Логосу, или Слову Божьему. А когда что-то начинает противоречить, я начинаю это анализировать, пытаясь понять, что же это – писательский промах или моя неразборчивость. В этих случаях я обращаюсь когда к своей непосредственности, а когда и к другим мыслителям, труды которых тоже касались данной темы. Очень часто последнее усилие оказывается очень проясняющим и помогающим разобраться в предмете. Тогда обе, моя непосредственность и опосредственность, избавляют меня от посредственности. Прошу извинить за каламбур, но с ними как то веселее. Хоть меня уже и упрекали за красивость речи, но да “кто старое помянет...” У каждого свои игрушки – один играет рюмками, другой любовницами, третий собирает спичечные коробки... У меня нет подобных пристрастий, но слова иногда забавят.

Я понимаю, конечно, что люди думают “каждый своим почерком”. Однако при этом есть правила грамматики и правописания, которые иные соблюдают лучше других. Также можно оценивать и каждый почерк по его каллиграфичности. Есть уже хоть два универсальных критерия. Мне видится эта аналогия и в мышлении...

Вспоминая доктора Смирнова:

” успешно отделяя «мух от котлет», можем ли мы столь же успешно отделить и удалить из механизма человеческого разума какую-то непривлекательную сферу его активности?”

Чтобы это имело для меня смысл, я перефразирую и отвечу: “Хотя в разуме, который не есть ум, и нет какой-либо непривлекательной сферы активности, порой присущей уму, и поэтому из него ничего удалять не требуется, но мы можем удалить такую непривлекательную активность из ума, подобно тому, как вирус в компьютерном файле может быть удален с помощью антивирусной программы”. Да, мы можем переключить негативно настроенный ум, на более позитивную активность, которая успокаивает, радует и является часто более продуктивной в направлении какого-либо труда или полезного действия. На признании такой возможности и основана психотерапия. Постоянно применяя подобное средство, мы можем совершенно или очень значительно изменить и весь характер человека. - Психологическая реабилитация! В Библии же сказано: “А что до грехов ваших скажу: Научитесь делать добро. И если были грехи ваши, как багряные, как снег убелю!”.

В моем жизненном опыте я также вспоминаю ряд весомых практических подтверждений этому. Возможно, и ты найдешь подобные подтверждения в своей жизни. Далее:

“Можем ли мы, в принципе, из переживаемой нами с тобой реальности выкинуть в небытие даже самую незначительную, с точки зрения Рационального сознания мелочь за то, что она не нравится ему, плохо ему пахнет, мешает ему, искажает его, убивает его?” _ Да, можем! Если эта мелочь уже пережита и осознана, как ненужная более душе! Ей больше не уделяется внимание, человек занимает свое время более важным для него, а та мелочь умирает не поддерживаемая более питанием нашей психической энергии (Либидо) . Далее:

“Можно ли отделить сознательную активность человеческого разума от бессознательной?”_ Да, можно! В этом и состоит идея Просветления в Буддизме и сходная Саттвизации в Санкхье-Йоге. Далее:

“Если мы сделаем это, то грубо нарушим целое которое зовем разумом. «сороконожка остановится» и мы потеряем чудо жизни.” Должен отвечая перефразировать: Мы не нарушим то целое, которое зовем умом, потому что это лишь живой набор процессов, каждый из которых может быть преобразован, если конечно человек не упорствует “не возвращается на свою блевотину”, или не подкармливает прошлые самскары , которые в противном случае ослабляются и отмирают. Это реальность продуктивного религиозного преобразования и роста, а также основа обыкновенной моральной идеи. Опыт многих Святых! Прочти ИсповедиАвгустина, Толстого...

Далее С. Смирнов пишет:

“если сам ты говоришь, что рационализация базируется на бессознательных процессах (с чем я совершенно солидарен), то ведь и (рациональное) сознание базируется на подсознании (на бессознательном)”.

Я утверждал первое, но не второе, и не согласен с твоим утверждением. Напротив, я утверждал неоднократно, что рациональное базируется на Логосе, т.е. Космической Рациональности, Истине, а не подсознании. Свет рациональности в нас – от божественного, а не от животного начала. Сказано:”И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему!” Это о последнем. И я с этим солидарен.

Еще о теории ума.

Содержанием нашего ума становятся копии ощущений, образов, звуков, запахов и вкусов, также копии эмоций по поводу оных и их комбинаций, также рациональные попытки выявить смысл пережитого чувственно и эмоционально. В свою очередь есть чувства по поводу рациональных построений и найденных смыслов, которые вызывают не менее сильные эмоции, влекущие иногда людей даже на смерть, противореча инстинктам, которые тоже частично эмоциональны, но также и пассивно-рациональны, т.е. в них прослеживается самостоятельная логическая организация.