Смекни!
smekni.com

О логосе, рациональности и уме (стр. 1 из 4)

ЛОГОС. Греческое слово широкого значения, в основном означающее, в контексте философской дискуссии, рациональное содержание, интеллектуальный принцип, структуру, или порядок который пронизывает нечто, или источник того порядка, или отчет о том порядке.

Родственное слово leigen означает “сказать, поведать, считать”. Следовательно “Слово”, которое “было вначале”, которое приведено вначале евангелия от святого Иоана, тоже есть Логос. Корень этого слова появляется во многих английских соединениях (предметах), как биология, эпистемология, и т.д.

Аристотель, в своей Никомакийской Этике, различает между частью души, которая инициирует логос (наш разум) и частью, которая подчиняется (слушается) или ведома логосом (наши эмоции).

Идея порождающего разума (logos spermaticos) является глубоким метафизическим понятием Неоплатонизма и Христьянского мышления.

(Оксфордский Компаньон Философии, 1995)

Я перевел вышеприведенный текст, с целью показать аспект, в котором изначально понимается слово Логос в современной Западной философии. Концепция, не вызывающая во мне противоречия, но скорее нуждающаяся в раззвернутом комментарии.

Исторически, как мне кажется, концепция Логоса следует за концепцией Космоса в Греческой культуре (мифологии). Греки говорили, что вначале был Хаос полное отсутствие порядка, формы, способности понимания; потом появились боги и начался Порядок (КОСМОС), т.е. разумная структура была внесена в мир, или, лучше, мир как таковой начал свое существование(слово мир означает русский вариант порядка, гармонии, космоса). Космос был сотворен разумным усилием богов или веховного Бога посредством Логоса. Логос, следовательно, это начальная и необходимая структура всего мироздания, План, Программа, Закон, по которому строился и продолжает создаваться и существовать мир. РАЗУМ– это совокупность всех мыслей, программ Творца для развития этого мира. Тоже УНИВЕРСУМ, ЛОГОС.

Мир это как сон, протекающий в рамках определенной ПРОГРАММЫ, которая конструирует этот сон. Мир есть проекция Мысли Творца, Логоса. План предшествует его исполнению, так Логос предшествует Миру, Жизни Мира. В этом смысле он не есть мир, но препосылка, необходимое условие мира, мир в виде символа, Слово. Но это слово достаточно, чтобы произвести мир. Оно содержит все необходимое software, но нуждается лишь в Боге и Духе для осуществления. Хотя последние осознаются сами лишь посредством Логоса, отсюда доктрина Христьянской Троицы: Бога Отца (Творца), Бога Сына (Логоса) и Бога Святого Духа (Дыхания Жизни).

Человек создан Богом по определенной программе, которая отражает Логос, поэтому сказано: “И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему”. Человеку дан дух, который Божественен по сути: “И вдохнул в него дыхание жизни”. В остальном же человек есть проэкция Логоса (Сына) и Духа Святого. Ему дана свободная воля . Хоть создан он гармонично, но из-за последней, может все же выбрать отделение от Логоса, сбой в программе, свой собственный стиль мышления, отличный от предварительно предложенного Логосом, т.е. ум, в отличае от разума, который находится в соответствии с Логосом, который един, т.е. Универсален. Уни- единица, как раз – единица.

Идея Первогреха, или Падения человека и выражает его выбор (на основании свободной воли) сбива в программе, отход от Логоса, культивирования ума, в отличии от разума. Это ведет ко множественности, т.к. ошибок может быть много, в то время, как истина одна. Что и проиллюстрированно образом несанкционированной сексуальности , ведущей ко множественному существованию “в потомстве”, которое проклято. Однако Бог посылает Ангела-утешителя Адаму и Еве, который сообщает им, что их существование в ошибочной программе, зараженной вирусом, превратившим разум в ум, придет однажды к концу. Логос (в инкарнации Христа) придет в жизнь их потомков и поможет исправить изначальную ошибку. Этому будет сопутствовать процесс исправления, символизированный жизнью человечества после Воскресения Христа( введения программы Антивирус), который продолжится до Второго Пришествия и Страшного Суда (очищения Hardware от contaminated files). Последнее можно описать более подробно в будущем.

Занятие философией, таким образом, и является постоянной попыткой мышления, связанного с Логосом (логического мышления), употребление разума, антивирусной программы, в противоположность многим вариантам нелогического мышления ума, отошедшего от изначального модуля. Делать это далеко не всегда просто, т.к. есть привычки нелогического мышления, т.е. вирус все еще полностью не устранен из системы (до окончательной чистки файлов, Страшного Суда), а соблазн открывать зараженные файлы присутствует также.

Шри Юктешвар говорил: “Ева – символ чуства в Книге Бытия, а Адам – символ разума”. Чувство искушается и обманывается внешней силой, программой несущей вирус. Разум следует за чувством лишь по симпатии к нему, не включая свой мощный потенциал, и становится умом. Так вместе они (ум и чувство) дают порочное потомство, которое множественно.

Отход от Единства, двойственность, порождает порочную множественность, обычно живущую в иллюзиях. Каждый ум из самосохранителного инстинкта обращается к матерному принципу Чувства в себе. Если же он избирает рациональность, т.е. разумность, программы с антивирусом, он сразу же выходит из порочного круга и остается вне его до того, пока снова не решит “вернуться на свою блевотину”.

Существуют и другие программы, основанные на Логосе, для умов, не слонных в настоящее время использовать рациональность и все же стремящихся к освобождению, но об этом как-нибудь потом.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – это черта характера, Т.Е. умственная активность, СТРЕМЯЩАЯСЯ БЫТЬ РАЗУМНОЙ, Т.Е. ДЕЙСТВОВАТЬ СОГЛАСНО ЛОГОСУ. Еще раз, это только такая умственная активность, которая стремиться быть разумной; только та, что сремиться следовать Логосу. Все же иные виды умственной активности и черты характера не отражают собою РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. Хотя они могут быть тем, что последователи Фройда называют рационализациями, т.е. что имеет видимость логики. Не являясь таковыми в действительности. “Рационализации” создают более приятные, но ложные картинки событий, слишком тягостных для души пациента, чтобы смотреть на них без искажения. И потому принадлежат категории “защитных механизмов”.

Например, жена, изменившая мужу, говорит ему : “Милый я сейчас тебе все объясню”. Такое объяснение другому или себе соответствующего факта представит собою “рационализацию”, но не имеет ничего общего по сути с рациональностью – которая есть выражение самой правды ясным человеческим языком, только и всего, и ничего более.

Конечно умный муж в самом этом вранье может ясно увидеть то, что это вранье стремиться завуалировать, но это будет не в силу логической выразительности речи жены, а в силу выразительности симптомов ее поведения, и мужненной наблюдательности, и ЕГО логики.

Снова, Рациональность – это прежде всего правдивость, а последняя в свою очередь лишена и внутренней противоречивости, как и противоречивости описываемым фактам или универсалиям.

Еще Рациональность всегда активна, т. к. является контролируемым волевым действием, в противоположность рацианализации, которая базируется на бессознательном побуждении, как страх например, и потому по меньшей мере полу-сознательна, и полу-активна, а оттого выглядит жалко, постороннему, или наблюдателю в трезвом уме и здравой памяти.

Ecли обрезать определение рациональности, его смысл полностью ошельмован.

Я определял: “РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – это черта характера и умственная активность ( но только такая), которая (воистину) соотноситься с Логосом. Здесь РАЦИО- это соотношение (но лишь только) с ЛОГОСОМ, (а не какое либо еще соотношение)!

Если же кто-то бессовестно скажет: “Рациональность – это (какая угодно) черта характера или умственная активность, и рацио – это соотношение с Логосом”,- он действительно не сможет усмотреть в том логики. Ибо “трудно найти черного кота в темной комнате, тем более, если его там нет” (Конфуций).

Умственных движений может быть много, но рациональность одна. Еще можно сказать, что степени этой единственно возможной рациональности могут быть различны в разных умах. И степень логичности мышления зависит от того, насколько это мышление рационально, т.е. соответствует логике, которая тоже одна, хотя и есть разные попытки быть логичным.

Я выделяю два критерия логичности:

1. Внешняя непротиворечивость

2. Внутренняя непротиворечивость

Первая требует чтобы слова соответствовали понятиям или физическим фактам, которые они стремятся обозначить.

Вторая требует чтобы не было противоречия в самом рассуждении, даже если первый критерий соблюден.

Таким образом логика правдива внешне и внутренне, и если какой-то тип мышления не удовлетворяет хотя бы одному из критериев правдивости, он в той же мере и не будет логичным. Такое может например случиться, если конкретный ум затуманен сонливостью, возмущен страстью (напуган, похотлив, гневен, жаден и т.п.), туп и неотесан, пользуется во внешнем движении поврежденными органами восприятия, внутренне лишен философского вкуса. Или, как сказал бы Сократ, испорчен дурным образованием, т.е. ему привиты карумпированные идеалы, плохая терминология, ложные идеи и методы рассмотрения, т.е. те методы, которые лишены внутренней непротиворечивости. Этот подход и делает возможным учение логике, а так же предполагает возможность самоусовершенствования для ума, стремящегося быть логичным.

Поэтому Сократ и возражает почтенному Протагору, говорившему, что человек является мерой всех вещей: “А почему тогда Протагор не скажет что обезьяна или поросенок является мерой всех вещей?” Почему не пьяный, поврежденный в уме, идиот или развратник? “Почему мы тогда вообще пришли слушать мудрого Протагора, если каждый из нас не хуже его является мерой всех вещей, а значит и добродетели которой, как он утверждает, он может нас научить за подходящую плату?”