Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 11 из 20)

Основные формы чувственного и логического познания

Гносеология– это наука о механизмах и закономерностях познаваемой деятельности человека, о путях и средствах достижения знаний и о роли познания в жизни человека. Познание – это отражение действительности в сознание человека. Человек познает мир в процессе своей практической деятельности. Результатом познавательной деятельности человека является новое знание о мире. Познание – это взаимодействие объекта и субъекта познания. Объект познания – это окружающий мир, который познается, а субъект познания – это то, кем он познается, т е человек. Диалектический путь познания мира: живое созерцание (чувств. познание)® абстрактное мышление (рацион. познание) ® практика – это критерий истины, это материальная деятельность людей по преобразованию материальных систем. Функции практики: источник познания, основа познания, движущая сила познания, основной ее критерий. Формы чувств. познания: ощущения – субъективный образ объективного мира; чувственно-наглядное восприятие отдельных свойств предмета; восприятие – целостный образ конкретного предмета; представление – зафиксированные в памяти восприятия; обобщение образа, определение класса предмета. Формы рац. познания: понятие – мысль, выраженная с помощью слова, характеризует общие черты предмета; суждение – состоит из понятий, где что-то утверждается или отвергается, т.е. обобщенное представление о предмете; умозаключение – вывод, который делается из суждения на основе принципа дедукции (от общего к частному) или индукции, т.е. на основе известных суждений формируется новое знание о предмете.

Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи

Диалектика – это учение о наиболее общих формах связей и развития природы, общества, человека и мышления. Различают понятия объективной диалектики – это диалектика природы, вещи, объектов; субъективной диалектики – отражение объективной диалектики в сознание человека. *Диалектика возникла еще в Др Греции. Уже античная Ф подчеркивала изменчивость всего существующего, представляла действительность как процесс, основой которого есть закономерное изменение (Гераклит: все течет все изменяется). *Немецкой кл. Ф: Гегель (объективный идеализм) создал систему диалектики, выделил ее принципы, вывел основные законы и категории на основе идеализма. *Ф марксизма (Маркс, Энгельс) привела к возникновению материалистической диалектики. Из определения диалектики вытекают два ее принципа: 1) принцип связи. Связь – это взаимодействие, зависимость явлений друг от друга. Все связи объективны в природе, обществе и сознание человека. Принцип связи конкретизируется в понятии закона – совокупность внутренних, необходимых, существующих, повторяющихся, общих связей в явлениях и между явлениями. Существует 3 закона диалектики, которые являются всеобщими и универсальными: 1) закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – это закон, в силу которого мелкие и вначале незаметные количественные, постепенно накапливаются, на какой-то ступени нарушают меру предмета (граница бытия предмета) и вызывают коренные качественные изменения, вследствие чего предмет изменяется, старое качество исчезает, возникает новое качество; 2) закон единства и борьбы противоположностей – закон в соответствии с которым всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречивые стороны, находящиеся в состоянии борьбы; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешение которых означает уничтожение старого и возникновение нового; 3) закон отрицания отрицания – обуславливает связь и преемственность старого и нового, выступает условием развития, происходящего по спирали, причем каждый последующий виток шире предыдущего, т.к. он сохраняет в себе все положительное предыдущей стадии и содержит что-то новое данной стадии (прогрессивный характер развития); 2) принцип развития. Развитие – это такое изменение, которое приводит к возникновению нового качества. Если новое качество превосходит старое, то такое развитие называется прогрессом. Если это качество в чем-то уступает старому качеству, то это регресс (старение организма). Выделяются две концепции развития: 1) метафизическая: развитие – это простое повторение, увеличение или уменьшение; 2) диалектическая – это разрешение внутренних противоречий, поэтому Д понимает развитие как саморазвитие, самодвижение. Альтернативы диалектики: 1) метафизика - это способ познания, согласно которому окр. мир не изменяется с момента возникновения и в нем отсутствует взаимосвязь и развитие; 2) эклектика; 3) софистика.

Единство чувственного и рационального в познании. Эмпиризм и рационализм

Познание – это отражение действительности в сознание человека. Человек познает мир в процессе своей практической деятельности. Результатом познавательной деятельности человека является новое знание о мире. Познание – это взаимодействие объекта и субъекта познания. Объект познания – это окружающий мир, который познается, а субъект познания – это то, кем он познается, т е человек. Диалектический путь познания мира: живое созерцание (чувственное познание; формы: ощущения – субъективный образ объективного мира; восприятие – целостный образ предмета; представление – восприятие зафиксированного и воспроизведение его в памяти) ® абстрактное мышление (рациональное познание; формы: понятие – мысль, выраженная с помощью слова, где присутствует общее; суждение – состоит из понятий, где что-то утверждается или отвергается; умозаключение – вывод, который делается их суждения на основе принципа дедукции (от общего к частному) или индукции) ®практика. Одной из важнейших проблем диалектики как теории познания является выяснения места, значения и соотношения чувственного и рационального в познании. В зависимости от решения этой проблемы выделяют два направления: эмпиризм и рационализм. Сторонники эмпиризма признавали чувственное познание достаточным для достижения истины, а роль мышления сводится к суммированию данных чувств. Познание сводят к опыту. М (Гоббс, Локк, Бэкон) считали, что за ощущениями и восприятиями находится объективная реальность, отражением которой они являются. И (Беркли, Юм, махисты) отрицали, что источником ощущений является объективный мир; первичными они считали ощущения, а объективный мир – производным от них. Рационалисты (Декарт, Лейбниц, Спиноза) считают, что мышление непосредственно, минуя опыт, постигает сущность вещей. Полностью отделяют мышление от чувственного опыта, от ощущений и восприятий. Источник познания – интеллектуальная интуиция. Однако развитие познания происходит только в результате взаимодействия трех основных моментов: живого созерцания, мышления и практики. Каждый из них необходим, каждый дает то, что другие не могут дать. Причем практика пронизывает процесс познания от начала до конца. Практика – это критерий истины, это материальная деятельность людей по преобразованию материальных систем. Функции практики: источник познания, основа познания, движущая сила познания, основной ее критерий.

Категории и законы в системе диалектики

Диалектика – это учение о наиболее общих формах связей и развития природы, общества, человека и мышления. Различают понятия объективной диалектики – это диалектика природы, вещи, объектов; субъективной диалектики – отражение объективной диалектики в сознание человека. В систему диалектики входят категории – это наиболее общие понятия, которые отражают существенные и закономерные стороны предметов, явлений окружающего мира. Категории диалектики отличаются от единичных категорий Ф (материя, сознание, движение и т д) тем, что являются парными и отражают одну, но очень существенную сторону действительности, ее противоречивый характер. Категории диалектики позволяют более полно познать окружающий нас объективный мир. 1) единичное и всеобщее: В воплощает в себе все богатство индивидуального, отдельного, что Е не существует без В, а В без Е, что Е не только связано со В, но в некоторых случаях переходит в него. Так на практике при изучение единичного объекта в его специфических условиях опираются на знание всеобщих законов, действующих в этих объектах; 2) причина и следствие: явление называют П др. явление, если оно предшествует второму во времени и является предпосылкой для возникновения и развития второго, является его следствием. П и С – объективные понятия, отношение между ними – причинно-следственная связь. При чем, что является причиной для одних явлений, может быть следствием для других; 3) необходимость и случайность: Н – это то, что обязательно должно произойти в данных условиях, С – это то, что могло не произойти, но было вызвано несущественными внешними причинами данного явления. Н и С могут порождаться как собственной природой объекта (внутренние), так и внешними обстоятельствами (внешние). Задача науки состоит в том, чтобы в случайностях раскрыть их необходимую основу; 4) сущность и явление: С – это качественное своеобразие объекта, которое проявляет себя во взаимодействии с другими объектами, в том числе с нашими органами чувств (всегда конкретна). Я – это непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное его видение, которое зависит от строения и действия органов чувств субъектов познания; 5) содержание и форма: С – совокупность взаимосвязанных элементов данного явления. Ф – это способ существования и выражения этого С, т е его модификации. С и Ф относительно самостоятельные категории, но ведущая роль принадлежит С: каково содержание такова и Ф. Изменение Ф – это отражение преобразования С; 6) возможность и действительность: В – тенденция развития существующих явлений, наличие условий их возникновения (реальная, абстрактная). Д – это явление, которое уже существует в качеств реализации этой В. В тогда становится Д, когда существуют для этого определенные условия. Закон – совокупность внутренних, необходимых, существующих, повторяющихся, общих связей в явлениях и между явлениями. Существует 3 закона диалектики, которые являются всеобщими и универсальными: 1) закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – это закон, в силу которого мелкие и вначале незаметные количественные, постепенно накапливаются, на какой-то ступени нарушают меру предмета (граница бытия предмета) и вызывают коренные качественные изменения, вследствие чего предмет изменяется, старое качество исчезает, возникает новое качество; 2) закон единства и борьбы противоположностей – закон в соответствии с которым всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречивые стороны, находящиеся в состоянии борьбы; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешение которых означает уничтожение старого и возникновение нового; 3) закон отрицания отрицания – обуславливает связь и преемственность старого и нового, выступает условием развития, происходящего по спирали, причем каждый последующий виток шире предыдущего, т.к. он сохраняет в себе все положительное предыдущей стадии и содержит что-то новое данной стадии (прогрессивный характер развития). 48. Категории единичного, особенного и всеобщего