Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 17 из 20)

Человек, индивид, индивидуальность, личность. Проблема свободы личности

Эти понятия лежат в основе понимания Народные массы – это движущая сила истории: 1) главная сила производства и большей части духовных ценностей, обеспечивая тем самым условия для существования общества; 2) основа развития производства; 3) являются решающей силой всех революционных преобразований, обеспечивая этим общественный прогресс– это количественное и качественное изменение в обществе; его движение от менее совершенного к более совершенному; 4) создатели языка, культуры, государства. Существует две тенденции в отношении роли народных масс в истории: 1) игнорирование их движущей силы; 2) абсолютизирование. Основой народных масс являются личность. Здесь необходимо дать расшифровку таким понятиям как: человек – биологический вид; индивид – это человек в обществе, член социальной группы в обществе; индивидуальность – это совокупность неповторимых, присущих только данному индивиду характерных черт; личность – это человек, обладающий индивидуальностью, который сознательно ставит перед собой конкретные задачи и вырабатывает пути их реализации, не смотря не на какие препятствия. Личность всегда связана с выбором и ответственностью за выбор. Человек только тогда становится личностью, когда у него формируется определенное мировоззрение. Личности бывают: исторические – деятельность которых оставила след в истории (как отрицательный, так и положительный); выдающиеся – деятельность которых способствовала прогрессу. Такая личность первой осознает необходимость перемен в обществе и использует свои качества (интеллект и волю) для развития общества по пути прогресса. Большое значение в жизни личности играет понятие свободы (ценности: жизнь, выбор, свобода) – это возможность Ч максимально совершенствоваться. В структуре свободы выделяют: 1) внутренняя свобода: самоопределение духа, возможность иметь свои взгляды, убеждения, систему ценностей, т.е. иметь духовную независимость. Именно через внутреннюю свободу достигается свободный выбор Ч, в этом воплощается созидательная, творческая сущность человека. 2) внешняя свобода – возможность согласно своей воли, которая не ограничена внешними факторами (характер общественного строя, пределы применения техники, умственные способности, существование Ч во времени, природные условия, которые могут быть ограничены интересами Ч и общества, силами природы). Однако свобода находится в единстве с ответственностью и долгом (плата за свободу). Ч ответственен за все происходящее в мире и обществе. Бердяев "свободен тот Ч, который может собой управлять, а раб может только подчиняться или сопротивляться"


Современная зарубежная социальная философия: основные направления и концепции

Признаки современной зарубежной философии плюрализм – множественность различных течений; и развитие ее в двух направлениях: материалистическая философия и идеалистическая. К идеалистическому направлению относятся: 1) субъективно-идеалистические философии: позитивизм – в соответствие с которой единственным источником истинного действительного знания, являются конкретные (эмпирические) науки, при этом она отрицает ценность философского исследования. Каждая наука сама себе философия; эмпириокритицизм (критика опыта) – выступал в качестве разновидности позитивизма (второй позитивизм); считал основным законом познания "экономию мышления". Выдвигал понятие о мире как совокупности "нейтральных" элементов. Разделяет понимание опыта от понятия материи; неопозитивизм – современная форма позитивизма. Считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка. С помощью философского анализа нельзя познать объективную реальность. Принципы: дедукционизма (разложение сложного на простое); верофинация (проверяемость); постпозитивизм – свести проблемы философии к проблемам языка и сделать философию прикладной наукой; 2) объективно идеалистическая философия – религиозная: Ислам; Буддизм; Христианство (принципы: Боготворение, Богооткровение; направления: православие, протестантизм, католицизм); неотомизм (р) – учение о двойственности личности (принципы: гармония разума и веры, социальная гармония); тейярдизм (р) – в основе мира находиться энергия двух видов: физическая и духовная; экзистенциализм– носит характер крайнего индивидуализма, человек обладает свободой действий не ограниченной внешними рамками, распространена среди художественной интеллигенции. Делится на: атеистический, религиозный.

Структуризм – научная методологическая ориентация, задача научного исследования выявления структуры объекта. Предметом исследования является культура (наука, искусство, литература, мифология, религия, обычаи, мода и т.д.) как совокупность разнообразных знаковых систем. Фрейдизм – это философия, устанавливающая зависимость явлений творчества, культуры, истории в целом психологическими факторами, явлениями бессознательного. Герменевтика – теория и искусство истолкования, целью является выявление смысла текста, исходя из его объективных (смысл слов) и объективных (намерения авторов) оснований.

Марксистская концепция общества и современность

Марксизм возник в 40 гг 19 в. на основе всего прогрессивного нем.кл. Ф как попытка осмыслить объективный мир и место Ч в нем на основе всеобщих законов природы, общества, Ч. Марксистская концепция рассматривает общество – как систему общественных отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности людей. Основа общества – это материальное производство, где люди вступают в определенные ПО, соответствующие ПС (люди труда, предметы труда, средства труда (сырье)). ПО и ПС являются основой способа производства, который определяет политическую, социальную, духовную сферу жизни общества. Движущей силой исторического процесса развития общества является закон соответствия ПО характеру и уровню ПС. Если это закон не выполняется то на смену данному способу производства приходит другой более прогрессивный, происходит смена ОЭФ (качественная ступень развития общества, характеризуется способом производства и надстройкой - представляет собой различные организации и учреждения; любые идеи, которые существуют в обществе; идеологические отношения. Формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.). Базис непосредственно определяет надстройку. Надстройка выражает отношение людей к этому базису. Материальная жизнь общества – общественное бытие (это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей) определяет общественное сознание (это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему). Однако ОС присуща относительная самостоятельность. Это объясняется тем, что изменение О Б (общества) никогда не создает заново О С, т к политические, научные, философские идеи имеет свою внутреннюю логику развития и завися от знаний, накопленных ранее, т е для О С характерна преемственность.

Сущность современной НТР и ее социальные последствия. НТР и экологические проблемы

Сущность НТР – коренное качественное изменение отношения между наукой и техникой; это превращение науки в непосредственную производительную силу общества (50гг. ХХв.). Основным направлением НТР является автоматизация, связанная с научными достижениями в области автоматики, электроники, вычислительной техники. Автоматизация заключается в том, что стало возможным осуществление производства без непосредственного участия человека. При этом машины выполняют счетно-решающие, контролирующие, управляющие функции. Однако информационная техника внедряется не только в материальное производство, но и в в сферу обслуживания, управления, науку, образование. Вследствие (социальные последствия) автоматизации производства: 1) изменяются методы ведения производственных процессов, они заменяются более эффективными и прогрессивными (химические производства синтетических материалов, плазмохимические процессы, использование лазерных технологий, достижения в области биохимии и медицины и т д); 2) изменение технологии приводит к использованию новых видов сырья и энергии; 3) изменение места и роли человека в производстве; 4) следовательно, изменяется система научной организации труда (изменяется содержание труда, структура кадров, культурно-технический уровень трудящихся); 5) сокращение процента занятости в материальном производстве и расширяется непроизводственная сфера (наука, образование, медицина). Однако повышение уровня производства приводит к более интенсивному использованию Ч природы; вызывает возникновение экологических проблем: загрязнение всех оболочек земли (парниковый эффект, кислотные дожди, озоновая дыра), нерациональное природных ресурсов, что приводит к необратимым процессам и изменениям в природе, негативно влияет на нее и на здоровье самого Ч.