Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 19 из 20)

Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания

Общ. сознание – это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему. Общественное бытие – это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей. В соответствии с материалистическим пониманием мира общественное бытие определяет общественное сознание (основной вопрос Ф). Каждый индивид (это человек в обществе, член социальной группы в обществе) формирует свое духовное бытие. Таким образом, различают ( классификация О С): 1) обыденное О С – это идеи, взгляды, принципы, предрассудки, образующие духовную сферу человека; 2) теоретическое О С – это система идей, взглядов, раскрывающая сущность О Б, формирующая отношение к нему с позиции определенной социальной группы людей. Характерными особенностями О С вторичность от О Б, относительная самостоятельность, преемственность (зависит от знаний накопленных ранее), свою внутреннюю логику развития. О С имеет свою сложную структуру, представленную уровнями и формами. Уровни О С: 1) психологический (обыденный, эмпирический) действует в повседневной жизни людей; 2) логико рациональный (идеологический) – это система идей и взглядов, раскрывающая сущность бытия. Формы – совокупность психологии и идеологии, т е это совокупность идей, взглядов, раскрывающая сущность определенной стороны О Б и формирующая отношение людей к ней с позиции определенной социальной группы:

1) политическое С – система взглядов, раскрывающая сущность классов и государства и формирующее отношение к ним;

2) правовое С – система взглядов, раскрывающая сущность права и формирующая отношение к нему;

3) нравственное - система взглядов, раскрывающая сущность человека, и формирующая отношение людей друг к другу;

4) этическое - система взглядов, раскрывающая сущность прекрасного и безобразного формирующая отношение людей к нему;

5) научное - система взглядов, раскрывающая сущность мира, формирующая отношение к нему (науки гуманитарные, естественные, технические, интегральные(изучающие мир в целом);

6) религиозное - система взглядов, раскрывающая сущность Бога, формирующая отношение людей к нему через культовую обрядность;

7) атеистическое - система взглядов, раскрывающая сущность Бога, формирующая отношение религии к нему.


Социальная структура общества

Социальная структура общества – это совокупность исторически сложившейся общности людей: профсоюзные объединения, население городов и деревень, это система их связей и отношений. Она определяется существующим способом производства, а более конкретно производственными отношениями. Основой социальной структуры общества является класс – это хозяйственно экономическая общность людей в обществе, которая различается по (признаки): 1) месту в системе общественного производства (ведущий, главный, вспомогательный способ производства); 2) по отношению к средствам производства (Ср Тр + Пр Тр = Ср Пр - овеществленный труд) (владелец, не владелец); 3) по роли в общественной организации труда (управление, подчинение); 4) по формам и размерам получаемых доходов (прибыль, зарплата, гонорар). Основные социальные группы людей: 1) основные классы – классы, соответствующие данному способу производства, выражающие его сущность; 2) неосновные классы – классы, оставшиеся от предыдущей соц. эконом. формации, или зародились сейчас как носители будущей формации; 3) прослойки – это социальные группы, которые по своему положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не относятся не к одному из классов: служащие, интеллигенция, духовенство; 4) деклсссифицированные элементы – организованная преступность; 5) касты – замкнутая группа людей, организованная по профессиональному принципу (Япония, Индия). Исторические общности людей – хозяйственно-историчекая и культурная общность людей. Признаки: *общность хоз-эконом. деятельность; *территориальная общность; *культурная общность – система ценностей. Виды: 1) род – организованная группа людей по принципу родственных связей; 2) племя – совокупность родов, проживающих на одной территории, говорящая на одном языке, занимающаяся совместной деятельностью, и находящаяся в родственных отношениях; 3) народ – совокупность различных племен, имеющая свою территорию, язык, культуру. Отношения базируются на способе производства в основе форма собственности (рабовладельческий строй); 4) нация – устойчивая хоз-эконом. ,культурная общность людей, оформленная и закрепленная политически. Характеризуется единым культурным укладом (языков может быть несколько).

Общественное и индивидуальное сознание: взаимосвязь и взаимодействие

Общ. сознание – это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему. Общественное бытие – это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей. В соответствии с материалистическим пониманием мира общественное бытие определяет общественное сознание (основной вопрос Ф). Каждый индивид (это человек в обществе, член социальной группы в обществе) формирует свое духовное бытие. – индивидуальное сознание, которое является выражением общественного, классового сознания. Однако индивидуальное сознание каждого человека имеет свои особенности, которые зависят от конкретных условий жизни каждого человека, особенностей воспитания, разнообразных политических и идеологических влияний, которые человек получает на протяжении всей жизни в общении с другими людьми, при чтении книг и т.д. Причем, люди одного и того же класса имеют различное индивидуальное сознание, т.к. они по разному реагируют на исторические события. Таким образом, общественное сознание не сводится к сумме сознаний индивидуальных, а включает лишь общественно значимые, типичные, устоявшиеся духовные взгляды. Субъектом ОС выступает общество, социальная общность (социальная группа, класс, нация) или отдельный Ч, но не как индивидуальность, а как представитель определенной социальной общности.

Общественная психология и общ. Идеология

Общественная психология и общественная идеология - виды общественного сознания – это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему. Общественное бытие – это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей. Общественная психология - совокупность чувств, эмоций, настроений. Общественная психология: формируется в процессе повседневной жизни, доминирующим на уровне общественного сознания является отношение, оценка знаний о действительности; побуждает людей к различного рода действиям, поэтому важно ее учитывать - изучать настроения людей, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные политические действия. Психологический фактор является той почвой, на которую падают идеи и политические лозунги и которая питает их эмоционально, способствуя их принятию и осуществлению. Общественная идеология - совокупность идей, взглядов, раскрывающая сущность общественного бытия. Общественная идеология: формируется не в повседневной жизни, а создается социальными мыслителями, политиками. Это духовные выражения определенных социальных интересов. Характер идеологии и ее роль в обществе зависят от того, чьим социальным интересам она соответствует. Идеология может быть прогрессивной и консервативной, реакционной, относительно истинной и иллюзорной, научной и ненаучной. Идеологические иллюзии могут носить прогрессивный характер (идеология фр. просветителей идеализировала рождающее буржуазное общество и сыграла большую роль в сплочении третьего сословия против феодализма).


Относительная самостоятельность общественного сознания

Общественное сознание – это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему. Общественное бытие – это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей. В соответствии с материалистическим пониманием мира общественное бытие определяет общественное сознание (основной вопрос Ф). Т. обр. общественное сознание есть не что иное, как осознание бытия, т.е отражение в духовной жизни людей их общественного бытия. Это происходит через ряд промежуточных звеньев: государство, государственный строй, правовые, политические отношения и т д) Каждый индивид (это человек в обществе, член социальной группы в обществе) формирует свое духовное бытие. Классификация О С): 1) обыденное О С – это идеи, взгляды, принципы, предрассудки, образующие духовную сферу человека; 2) теоретическое О С – это система идей, взглядов, раскрывающая сущность О Б, формирующая отношение к нему с позиции определенной социальной группы людей. О С имеет свою сложную структуру, представленную уровнями: 1) психологический (обыденный, эмпирический) действует в повседневной жизни людей; 2) логико рациональный (идеологический – система взглядов, раскрывающая сущность какой либо стороны бытия) и формами – совокупность психологии и идеологии (политическое, правовое, нравственное, этическое, научное, религиозное, атеистическое). Относительная самостоятельность: 1) может отставать от бытия, следовательно может некоторое время не соответствовать изменившемуся бытию; 2) может опережать практическую деятельность людей и тем самым содействовать изменению общественное бытие (ученые и мыслители ясно осознают потребности своего времени и видят направления общественного развития); 3) для О С характерна преемственность. Это объясняется тем, что изменение О Б (общества) никогда не создает заново О С, т к политические, научные, философские идеи имеет свою внутреннюю логику развития и завися от знаний, накопленных ранее; 4) формы общественного сознания находятся во взаимодействии как с собой, так и с политической и юридической надстройкой (различные организации и учреждения; любые идеи, которые существуют в обществе; идеологические отношения).