Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 2 из 20)

Материализм 17-18 веков и его ограниченности

М XVII – XVIII вв. относится к Ф Нов. Вр. (бурное развитие капиталистических отношений). Происходят буржуазные революции в Нидерландах и Англии, формируются буржуазные государства, бурно развиваются производства и наука. Именно наука должна определить основу для успешного развития общества в целом и человека в частности. На первое место выходит опыт и практика. Религиозное мировоззрение отодвигается на второй план. Однако остается дуализм. Передовые философы опираются на достижения современного естествознания. Фрэнсис Бэкон – англ. Ф, основатель М и экспериментирующей науки. Считал естествознание - истинной наукой, основой кот. является практика, опыт, эксперимент (эмпиризм). Формирует новый метод познания – индукционный (от единичного к общему), основанный на рациональной переработке фактов опыта. Высшая задача познания – завоевание природы и совершенствование челов. жизни. М не последовательный: признавал теологию, религиозную истину. Декарт – франц. Ф, математик. Гл. задачей видел развитие научного метода мышления и познание мира человеком. Дуалист. Материал. бытие первично и обладает протяженностью и мышлением. Однако, общая причина движения материи – Бог. Родоначальник рационализма (отрицает значение опыта в получение достоверного знания). Главенствующая роль в процессе познания отводилась дедукции (вывод от общего к частному). Т Гоббс – англ. М. Снимал крайности Бэкона (эмпиризм) и Декарта (рационализм), противоречия индукции и дедукции. Познание развивается по двум ступеням: 1) чувственное познание, на основе ощущений. Знание подвергается анализу методом индукции и формируются понятия, определения и причины явления; 2) теоретический уровень, проводятся умозаключения методом дедукции и синтеза; делаются обобщения, выводы, доказательства, формируются законы. Главный предмет Ф – человек и моральные аспекты человеческого бытия. Д. Локк – англ. Ф – материалист. Развил теорию познания сенсуалистического эмпиризма. Единственный источник знаний – это чувственный опыт. Мозг человека – это чистая доска, на которой рисуется картина мира с помощью чувств. Б. Спиноза – нидерл. Ф- М. Сторонник Декарта. Цель знаний завоевание господства над природой и совершенствование человека. Создал учение о субстанции с помощью геометрического метода. Мир материален, и материя – это субстанция, которая сливается с Богом (пантеизм). Субстанция обладает протяженность и мышлением, но она неподвижна и постоянна (отсутствие элементов диалектики). Идеалисты (Юм – скептик (сомнения в познаваемости мира); агностик (мир непознаваем в принципе); Бэркли – абсолютизирует роль чувственного познания; вещи, предметы не существуют объективно; вещь – это комплекс восприятий и ощущений Ч; Лейбниц – субстанция (мир) множественна и состоит из монад (виды: неорг. мир, растит. мир, мир разума). Монады – мельчайшие частицы – единство материи и духа. Субстанция находится в пост. Движении, поэтому ничего не повторяется, т.е. устанавливается гармония). Франц. М 18 века (Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах), который складывается из учения о природе, человеке и обществе. Основой всех процессов природы является материя. Осн. способом существования материи является движение, пространство и время. Сознание – свойство высокоорганизованной материи. Отстаивали возможность познания мира и выступали против пренебрежения разумом, теоретическим мышлением. При этом они высоко ставили познавательную роль ощущений и чувственного восприятия действительности. Понимали общества и, в частности человека, как часть природы. Гольбах написал труд "Система природы", ставшая энциклопедией М. Ограниченность обусловлена историческими рамками времени. 1) механистический, применение законов механики к процессам хим. и орг. природы. Механика не давала возможность ставить и решать проблемы развития природы, усложнения форм материального бытия, естественного происхождения живых существ и их эволюции; 2) метафизический (отрицал взаимосвязь и возможность развития); 3) И подход к изучению проблем развития общества и человека, а также к пониманию хода исторического процесса

Философия Канта и ее противоречивость

Иммануил Кант – родоначальник классической немецкой Ф. Основатель "критического" идеализма. Развитие Ф К делится на два периода: 1) "докритический" период – занимался вопросами естествознания и выдвинул теорию происхождения и развития солнечной системы. В своих философских взглядах стоит на позициях метафизики (учение, отрицающее качественное изменение мира. Учитывает механистическое изменение – разложение сложного на простое. Механика не давала возможность ставить и решать проблемы развития природы, усложнения форм материального бытия, естественного происхождения живых существ и их эволюции), хотя у него имеются элементы диалектики (учение о том, что мир качественно и количественно изменяется на основе своих собственных источников). 2) "критический" период – от К начинается гносеология – теория познания. Основной задачей своей Ф считал критическое исследование познавательной деятельности. Познание – это процесс интеллектуальной деятельности активного субъекта и окр. мира. Противоречивость Ф К состоит в компромиссе между материалистической и идеалистической тенденциями. М тенденция в Ф К – признание существование объективной реальности, существуют "вещи в себе", независящие от субъекта познания. Основным источником знаний являются ощущения, опыт, придерживается линии сенсуализма. Но при этом, И тенденции – утверждает, что "вещи в себе" непознаваемы. И К выступает в форме априоризма – учение о том, что основные положения всякого знания являются априорными, доопытными, не зависимыми от опыта. Пространство и время являются не объективными формами существования материи, а формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания, заложенные в сознание до всякого опыта. Предметом познания является природа – это не объективная реальность, а то, что конструируется сознанием. Возникают противоречия – "вещи в себе", которая непознаваема, и природой, которая познаваема, но не существует объективно, вне сознания человека. В И Ф имеются элементы диалектики: установил недостаточность аналитического метода в теории познания, который сводится исключительно к анализу, т.е. познание – это не просто перенесения объекта в сознание человека, а это процесс. Процесс наложения доопытных категорий на данные органов чувств – синтез, а навыки человека синтезировать – опыт. Определил фундаментальное значение синтетического метода для познавательной деятельности в науках: математике, естествознании и философии. К различал рассудок и разум: рассудочное познание природы недостаточно (метафизика), разумное познание выше и оно по своей природе диалектично. Разум обладает способность выбирать свой способ поведения. В основе исторического процесса лежат природные потребности человека.

Система и метод философии Гегеля

Гегель – нем философ, объективный идеалист, представитель нем. кл. Ф. Заслуга – впервые представил весь окр. мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение Ф Г – в систематической форме было изложены диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разработал диалектику как Ф науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. Согласно гегелевской идеалистической системе, основой всех явлений природы и общества является мировой дух – абсолютная идея, абсолютный дух, Бог, который рассматривается в движении и диалектическом развитии. Идея развития противостоит понятиям метафизики (учение, отрицающее качественное изменение мира. Учитывает механистическое изменение – разложение сложного на простое. Механика не давала возможность ставить и решать проблемы развития природы, усложнения форм материального бытия, естественного происхождения живых существ и их эволюции). Развитие представляется в виде спирали и имеет 4 уровня: тезис (абсолютный дух), антитезис (развитие духа на уровне человеческого разума), синтез (человеческий разум), снятие всех противоречий. Дальше развития нет. Все законы рассматриваются по отношению к абсолютному духу. Таким образом, диалектический метод Г показывает, что абсолютная идея находится в постоянном развитии, в ходе которого происходит накопление результатов каждого этапа через отрицание устаревшего и повторения исходных черт предыдущего этапа на высших ступенях (развитие идет по спирали). Конечный итог движения абсолютной идеи – получение абсолютных знаний (синтез). Г применил исторический подход к изучению любого явления, предмета. Развитие окр. мира (природа-общество-человек) – процесс в котором более совершенные формы включают в себя все предшествующие, но развивающиеся по собственным законам. При этом, каждая индивидуальная простая форма проходит в своем развитии все стадии общего. У Г новое понимание сознания, которое имеет три ступени: 1) чувственность – то, что дано сознанием; 2) рефлексия – рациональное мышление (сознательная фиксация всего того, что есть в чувственном); 3) рефлексия рефлексии – самосознание (сознательная фиксация мышлением мысли, те самой себя). Недостатки: 1) Панлогизм (логика на всех уровнях, является определяющим фоктором и для природы и, для всего мира) господство логики над всеми построениями реального мира; 2) подчинение единичного, индивидуального общему; 3) противоречия между метафизической системой и диалектическим методом этой системы: система отрицает развитие в природе (абсолютной идеи), а метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие, движение от простого к сложному. При этом рассматривает развитие и переход предмета, который не существует.