Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 4 из 20)

Философия Эпохи Возрождения (15-16 вв.)

Эпоха географических открытий, путешествий, время быстрого развития техники, науки, промышленности. Поэтому на первый план выдвигается Ч активный, деятельный, его способности. Характерной особенностью этой Ф является антропоцентризм (основа неоплатонизма) – мир – объект, Ч – субъект, познающий мир на уровне законов, которые он использует в своей деятельности для изменения мира. У истоков стоит Н Кузанский (математик, священнослужитель) – в ценре мира стоит Бог (бытие мира). Это может быть доказано математич путем. Бог – абсолютный dif, сумма dif – абсолютный интеграл. Бог – предельное понятие. Человек к нему стремиться, но никогда не может достичь. Бог проявляется через единичное, поэтому он для Ч достижим. Коперник (материалист) – польский астроном, создатель гелиоцентрической модели мира, экономист. Заявил о независимости природы от религии. Его теория об обращении Земли вокруг Солнца и о вращении З вокруг своей оси означал разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями. Подвергался преследованиям. Г Галилей – итальянский физик, астроном, мыслитель. Первый начал систематически применять научный йт. Гл. достижения: установление закона инерции; принципа относительности. Считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. Основой познания природы является наблюдение, опыт. Метод познания гипотетико-индуктивный. Признавал божественный первотолчек. Дж. Бруно – итальянский философ, материалист. Бытие первично, оно материально, является единством противоположных начал (пантеизм – учение максимально сближающее понятие Бог и природа). Бытие – это мировое целое, находящееся в движении (диалектика). Целое – это единство мирового разума (гилозоизм, учение об универсальной одушевленности материи). Проблемы мира отражены также в произведениях искусства Данте Алигъери, Петрарка, Леонардо да Винчи, Макеавели. Возникновение утопических идей Мор, Кампанелла: общество не дает реализовать цели и задачи человечества.

Украинская философская мысль до 19 в

Становление Ф мысли в У происходило еще во времена Киевской Руси (9-13 вв.). это период закономерного перехода от мифологического к религиозному, а затем к Ф сознанию, что обусловлено принятием Христианства. Ф мысль КР носила христианский характер (противостояние души и тела, материального духовному), что нашло отражение в летописях, богословской литературе: Нестор "Повесть временных лет", где в первые встречается термин "Ф", "Слово о полку Игореве" и тд. Ф мысль носит моральный патриотический характер, основная тема – тема свободы и объединения племен и народов. Ф Эпохи Возрождения (14-16 вв.). Ф мысль выражалась в ереси православных догматов, традиций, праздников. Еретики подчеркивали необходимость свободы, получения образования. В борьбе сними использовалась схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианских вероучений), что вызывало появление гуманистических тенденций. Ольховский (антропоцентрист) – Ч самодостаточен и сам определяет каким ему быть в обществе. Выступает против княжеской власти, сторонник естественных прав Ч. Острожская академия – в ней свободно преподавалось 7 наук, в том числе логика в форме диалектики. Вишневский стоит на религиозных позициях, подчеркивая греховную природу Ч, поддерживал превосходство божественного, сомневался в возможности Ч познать Бога. Братства – религиозно-национальные объединения православных городов У и Белоруссии, которые являлись знаком протеста против польской шляхты и католицизма, основой которого был томизм (развитая форма логики), а в У не было собственной формы сознания. Тринкваллион дал учение о мире – это единство макрокосма и микрокосма и невидимого, которое их объединяет. В основе этого единства лежит Бог, который наделяет Ч способностью к познанию, что реализуется через самосознание Ч В 1632г. основана Киево-Могелянская академия – первое высшее учебное заведение в Украине. Начала преподаваться Ф как самостоятельная наука; читались курсы диалектики, логики (наука о законах и формах познания истины), физики (натурфилософии), психологии, метафизики. Появилась борьба с догматизмом (мировоззрение, основанное на догмах – неизменных понятиях, без учета новых данных практики и науки). Основные проблемы – изучение человека и природы. Природа – объективная реальность, которая познаваема и развивается по своим внутренним законам. Человек отражает окружающий мир, и его главная задача соответствовать ему и использовать его законы. Уделяли внимание гносеологии - учение о возможности познания мира человеком. Существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Феофан Прокопович – ученый и ректор академии. Считал, что мир создан Богом, однако после мир развивается по своим законам (решение внутренних противоречий) независимо от Бога, т.е. использует свои потенциальные возможности. Ввел в сферу Ф критерий Разума, который способен изучать законы природы. Г.С. Сковорода – воспитанник К-М академии. Главный предмет его Ф – человек как эмоционально волевое существо. Цент Ч – сердце, дух. Сердце рождает мысли, стремления самочувствие. Главная идея Ф – самопознание чтобы стать счастливым надо познать себя. Вторая половина 18 в. У потеряла свою автономию (80% отошло России, Закарпатье и Галичина – империи Габсбургов). Ф мысль – осмысление своей культуры, уделялось внимание гуманистическим проблемам и их решению.

Украинская философская мысль 19-20 вв

В 19 в. – изучение западной Ф. Развитие Ф мысли происходило в прямой форме и в форме литературы, обществ-полит. взглядов, программ, возникающих в тех или иных обществ. движениях в форме университетской мысли. *1803г. открыт университет в Харькове, куда приглашается ученик Фихте – Шад, сторонник Канта и Шеллинга. *1834г. открытие университета в Киеве, ректор Харасевич, сторонник Шеллинга, распространяет всю нем. кл. Ф. В литературе: Гоголь – Ф неприметного зла. Отступление от добра приводит к громадному злу. В основе мира лежит Бог, который придает ему смысл. Ч – это единственное высшее творение Бога, гл. задача Ч – осмыслить и понять свое предназначение, т.к. в мире постоянно идет борьба между Богом и Дьяволом. Шевченко – выступал за создание соборной У путем насильственной революции в обществе. Решающую роль в этом должен играть народ. В творчестве отражен культ женщины-матери. В Ф – единство Ч и природы, которая одухотворена. Ищет справедливого Бога, которому противопоставляет Бога церковного. Франко – учитывает роль науки и техники в развитии общества. Склонялся к позитивизму (единственный источник истинного знания – конкретные науки, отрицается значение Ф исследования). Принцип индуктивного метода познания. На принимал диалектику. Критиковал марксизм, считал, что социализм помешает развитию общества. Кирилло-мефодиевское общество: (Костомаров), образовано преподавателями и студентами Киевского университета. Впервые изложило историю укр.народа, его роль среди других народов, изобразило У как общество будущего, общество демократическое, как парламентская республика. Драгоманов – развил социальную Ф. Его Ф – сочетание либерального демократизма, религии и патриотизма. Патебня – работал в Х университете, занимался проблемами языка и мышления, языка и психологии, языка и истории, языка и личности. 20 век. подъем в укр.обществе и культуре. Стремление изучить и понять все ценное в западноевропейской Ф. Этому помешала революция, многие мыслители эмигрировали. Ф развивалась по 2 направлениям: 1) Ф мысль советской У: Вернадский – концепция Ноосферы: Биосфера эволюционирует в Ноосферу (часть Б, занятая человеческим разумом), что приводит к уничтожению и загрязнению Биосферы. Занимается проблемами экологии и защиты природных ресурсов. Хвильовый – теоретик украинизации. Подлинная Украина та, которая ориентирована на Европу. У должна быть независимым, демократическим государством, где решающую роль играет интеллигенция.; 2) диаспора (Зеньковский, Шестов, Гиляров). * 30 гг. в Х институте Марксизма ленинизма возникает кафедра Ф (Асмус Розанов). * 37 г. возникает институт Ф и Естествознания. Липинский – решающая роль в развитии общества принадлежит элите. Форма правления монархия. Крестьянство – носитель национальной культуры, но под руководством элиты. * 60гг (хрущевская оттепель) Копнин – создал свою команду ученых, которые занимались дальнейшим развитием теории познания, методологией познания, вопросами истории Ф. * 70-80гг. (Шинкарук, Бычко, Попович, Левин) занимаются вопросами мировоззрения и через его призму рассматривают все основные вопросы Ф. *90гг. Ф занимается проблемами государства и самосознания. 2) диаспора: * политическая Ф (Донцов) – обоснование украинского национализма. Нация играет гл. роль в развитии общества. В самой нации происходит борьба за существования, результат которой – элита, которая стремиться к власти. Такая борьба лежит в основе развития здорового государства. Интегральный национализм – в мире должна быть одна доминирующая нация. * Укр.персонализм (Кульчицкий) – предлагается многоплановый подход к изучению характера украинца (географический фактор, мораль, психология, неосознанные факторы).*Академическая Ф (Чижевский) – изучение нации и человечества. Общечеловеческое имеет преимущество пред общенациональным. В развитии общества решающая роль отводиться народным массам. Связывает будущее У с развитием науки. Главное в Ф – синтез различных учений. Славянская Ф не является мировой, т.к. не имеет наследия авторитетных ученых-философоф.

Предмет философии. Философия и другие науки

Философия (любовь к мудрости) – это наука об окружающем мире в целом и месте человека в нем. Она формирует общее мировоззрение человека, и позволяет выработать целостный взгляд на мир и на место в нем человека. Ф возникла в древней Греции (8-5 вв. до н.э.). первым попытку истолковать Ф как отдельную науку предпринял Платон (объективный идеализм – первичен "мир идей" вторична материя). Ф одновременно и наука и мировоззрение и форма общественного сознания. В окружающем мире (природа+общество+мышление) каждая наука изучает лишь конкретную проблему, поэтому угол зрения науки в окружающем мире очень мал и занимает определенную часть. Одни науки изучают закономерности природы, другие - законы развития общества. А Ф изучает все законы окружающего мира в целом. Иногда наука порождает проблемы, которые сама не может решить и в этом ей помогает Ф. Мировоззрение – это совокупность взглядов (политических, религиозных, научных, эстетических), которые определяют отношение человека к миру, его место в нем, его поведение и мышление, т. е. формирует общественное сознание (формы: политика, право, мораль, религия, наука, философия). По содержанию мировоззрение шире Ф, при это Ф является ядром М. Какова Ф таково и М. Предметом философии является мир в целом, его взаимосвязи и взаимодействия (природа+общество+мышление). В основе этого лежит вопрос соотношения сознания и материи. В зависимости от его решения (что первично) возникают два направления материализм (материя первична) и идеализм (первично сознание): объективный – первичным является сознание независимо от человека; субъективный – первичным является сознание субъекта, отдельного человека. Другой стороной основного вопроса Ф является вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать объективные законы мира или мир не познаваем? Те кто считают что мир принципиально не познаваем – агностики. Функции философии: 1) мировоззренческая – фор-мирует мировоззрение; 2) гносеологическая (отражает окружающий мир и считает его познаваемым); 3) онтологическая – учение о бытие, окружающем мире через основные принципы диалектики и материализма; 4) социально-критическая – критикует существующее знание и способствует его развитию по пути прогресса через формирование новых понятий, категорий, принципов, законов. 5) социально-практическая – преобразующая.