Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 2 из 9)

Человек осознает собственное бытие, свои границы. Перед ним открываются глубины мира и собственная значимость. Человек осмысливает себя и мир как проблему, ищет понимания и спасения. Всё это происходит посредством рефлексии. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и по сей день. Во всех направлениях совершается переход к универсальности. Философия с самого начала складывается как наука о всеобщем. Знание о всеобщем переплетается со сведениями более частного характера. Аристотель выводит науки из любознательности, занятие философией объяснил мудростью, присущей немногим. Что же предполагал

1.Мудрый, на сколько это возможно, знает всё, хотя и не имеет знание о каждом предмете в отдельности.

2.Мудр тот, кто способен познать трудное, не легко постижимое.

3.Мудр тот, кто более точен и способен научить выявлению причин. Человеку необязательно знать много, важно понимать многое. Этого можно добиться умением понимать причину. Знание причины даёт возможность предвидеть события, а значит правильно действовать.

4.Философ – тот, кто удивляется, ибо удивляющийся размышляет, считает себя незнающим, потому что тот, что уверен в своём всезнайстве, никогда не станет философом. Философ хочет много знать не ради какой-то конкретной пользы, а ради того, чтобы понять явления, ради разумения. Следовательно, путь философского знания – это путь разумного мышления - культура не может быть навязана помимо воли и желания человека. Мартин Кайдеггер: "Философия – это вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупность целого сущего и спрашиваем о нём так, что сами спрашивающие оказываемся поставлены под вопрос".

Философия существует не для чего, а почему. Она существует как одна из высших потребностей человеческого духа, она существует, потому что существуют человеческий разум и душа, а они разнонаправлены, поэтому по своей сути философия многообразна, плюралистична.

Предмет философии

В эпоху античности это все знания, которыми располагали люди, поэтому философов называли мудрецами. Специальных наук не было., но с развитием производства, накоплением знаний, появляются науки, начинают отделяться. В средние века отделение наук протекало медленно. В настоящее время в основных чертах этот процесс завершен. В результате область сужается. Позитивисты считают: "Философия не может быть наукой, так как не бывает частной науки и её постигла участь короля Лира". То есть философия не может найти себе места такого раздела, который не мог бы стать предметом той или иной науки. Право на существование должны иметь лишь позитивные науки, они сами себе философия, к тому же все философские проблемы бессмысленны, символ философа – медведь, который, сосёт свою собственную лапу.

Натуралистическое мировоззрение

Основной источник этого мировоззрения – повседневный опыт, житейская практика. Натурализм – это философское направление, рассматривающее природу как универсальную причину объяснения всего сущего. Наиболее активно натуралистическое мировоззрение начинает оформляться в 30-40 годы 19 века. Главный источник натуралистического мировоззрения – опыт естественных наук и техническая картина мира – строится посредством научных понятий, теоретических логических аргументов. Мир объясняется причинно. В научной картине мира отсутствует слепая вера. Натуралистическое мировоззрение в явном виде не базируется на понятиях идеологии. Одной из специфических черт является сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточно успешной ориентации человека в мире.

Идеалом являются результаты, методы естественно-научного познания. В результате, а такой обстановке миром правят в конце 20 века технократы. Появиляется антисциентизм. Это не отказ от науки, это акцентация на естественных науках. Глобальная проблема сегодня – сокращение человеческой численности как биологического вида.

Другая крайность. В прежних философских системах, в условиях которых частные науки не существовали или были слабо развиты, всегда выделялась натурфилософская часть. В ней излагались взгляды на природу, а пробелы, которые существовали в результате неразвитости наук восполнялись спекулятивно-умозрительными соображениями.

Преувеличение и абсолютизация значения философии привели к признанию философии царицей знаний, наукой наук. Якобы лишь философии доступны подлинные истины, а частные науки подчинены ей. Они лишь конкретизируют её достижения, поставляют ей материалы. Философия опирается на данные всех наук, но не растворяется в них и не уничтожает их. Она имеет свой строго очерченный предмет – всеобщие в системе "мир-человек"

В конкретной науке неизбежно появляются теоретические области, объясняющие частные явления с мировоззренческих позиций, то есть место явления определяется в единую картину мира. История философии и история наук убедительно показывает, что наука и философия неразрывны. Герцен: "Философия – это могучий ствол дерева, а наука – это её многочисленные ветви".

Специфика философских проблем

1.Предельность (для всех и каждого)

2.Вечный характер. Проблемы всегда сохраняют своё значение, никогда не будет сказано последнее слово, следовательно носят аксеологический характер. Всякое философское исследование неповторимо.

Само появление слова философия было тесно связано с целой революцией в мировоззрении. Философия – любовь к мудрости. "Мудр лишь Бог, а человек лишь стремится". Словом мудрость древние греки обозначают всякое практическое умение, доведенное до стадии искусства, любовь к мудрости и знаменовала возникновение чисто теоретического мышления.

Дело размышления стало главным делом жизни отдельного человека. Философия смотрит на мир глазами действующего человека. В ней слиты теоретическая сторона и практическая сторона отношения человека к миру. Философ опирается и на научное знание, и на ценностное отношение к миру. В границах философии сознания создается некий идеальный образ мира, представляющий собой толкование мира и его рациональную реконструкцию. Смысл реконструкции – установить соответствие между миром и действующем в нём человеке, то есть философия определяет место человека, она вырабатывает ориентиры человеческой деятельности.

Функции философии

В реальной ситуации мышления все функции слиты воедино, на уровне абстрактного явления мы выделяем их в качестве отдельных единиц.

1) Критическая функция – функция мировоззренческого сита.

2) Рационализация – перевод в логическую понятийную форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его сферах.

3) Выявление наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом – универсальная культура.

Среди них важное место занимают категории. Что ж енто такое то? Это всеобщие понятия, в которых сущностные характеристики действительности фиксируются как соотношения мышления и бытия. В категориях "мировая природа" и "мировой человек" берутся под одну скобку. Категории – средства соотношения объекта познания и субъекта. Это форма перевода объективного в субъективное. Содержание, развитие категорий обуславливается общественными отношениями. Категории фиксируют также и результаты отражения деятельности и сам процесс отображения.

Категории образуют тетр. Основу мировоззрения. Они определяют видение мира.

Войдя в состав мировоззрения они выступают его основанием и его следствием, так как содержание подвергается воздействию со стороны мировоззрения. От интерпретации категорий зависит характер объяснения действительности, статус теории.

Категории – наиболее общий способ решения познавательных задач, приращения новы знаний. Они определяют форму постановки проблем принудительного отбора материала, последовательность изучения объектов, способы построения исследовательских программ, то есть они регламентируют

Стержень любой философской системы – отношение к материи и сознанию. В мире существуют 2 большие группы явлений: материальные и духовные. Возникает вопрос: что же лежит в основе? Что первично, а что вторично: материя или дух?

Материализм признает первичность материи природы, и сознание объявляет свойством материи. Идеализм исходит из положения о том, что материальное – продукт духовного. Творец мира и природы – это сознание. Спрашивается, чьё? Объективный идеализм за исходное берет сознание, как чистую идею, как волю, как мировой дух. В субъективном идеализме исходным выступает сознание человека. От него зависит реальность. Например Джордж Беркли писал, что все вещи есть не что иное, как та или иная совокупность ощущений, порождение человеческого сознания. Люди ту или иную комбинацию ощущений называют соответствующим словом и считают вещью. То есть ощущения выступают как причина вещей. Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм: существовать – это значит быть в восприятии. Это монистические подходы. Дуалисты: Аристотель, Декар; плюралисты: Лейбниц.