Смекни!
smekni.com

Основы философских знаний. Философские проблемы в медицине (стр. 2 из 11)


1.ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ И ПОЧЕМУ ОНА ВОЗМОЖНА?

Процесс познания, изучения окружающего мира не существует сам по себе . Его носителем является человек. Человек, существующий в Мире, во Вселенной, в ней укоренённый и с ней неразрывно связанный. И этому человеку по природе его свойственно задаваться вопросами, ответы на которые призваны объяснить ему его подлинное место в мире, роль, а следовательно, и возможности. То есть помочь в освоении окружающей действительности с тем, чтобы к ней как можно лучше приспособиться. И тогда мы обращаемся к таким свойствам человека как мышление и познание, к таким свойствам мира, как вечность, время, становление и развитие. А затем мы вправе задаться вопросом, почему именно выделенные признаки и качества характеризуют Вселенную и человека, и , стало быть, почему мир таков, каковым он является.

Способность к философствованию есть свойство человека быть в мире, есть отражение связей с этим миром. Тем самым появляется возможность рассматривать философию как высвший акт осознания человеком сущего: «Как и почему существует то, что существует? Как возможно то, что есть во Вселенной?». Именно эта особенность философии отличает её от других областей знания. Неслучайно всё больше мыслителей склоняется к мысли, что в лице человеческого Разума Вселенная осознаёт саму себя.

Термин «философия» предложен античным математиком и философом ПИФАГОРОМ. Его значение любомудрие, то есть любовь к мудрости, под которым понимается особое состояние человеческого духа, его особая направленность как на мир, так и на человека.


2.МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.

Мировоззрение есть у любого человека вне зависимости от его воспитания и образования, условий и образа жизни. Мировоззрение отдельных людей может отличаться, ибо каждый человек – индивидуальность, но в нём всегда присутствует та или иная степень общности, определяемая общностью человеческой культуры, образования, принадлежностью к определённой социальной группе, профессии, коллективу, наконец, единством биологической природы или одной для всех красотой звёздного неба.

В процессе исторического развития мышление человека прошло ряд стадий, прежде чем научилось зрело проникать в сущность познаваемых вещей. Сообразно этому, мировоззрение человека, прежде чем подняться до зрелых философских форм, прошло ряд других, выразившись в мифологии и религии.

Мифология – наиболее ранняя форма мировоззрения. Она возникает в период первобытнообщинного строя в качестве первой формы духовной культуры человечества, для которой характерно нерасчленённое образное восприятие действительности, в процессе которого вырабатывались зачаточные представления о природе и обществе, о нормах отношений людей, о человеческих ценностях. Ведущую роль в жизни человеческих сообществ играет опыт, и именно он запечатляется в мифах – представлениях о характере, структуре и свойствах действительности. Важной особенностью мифологического мировоззрения является общинный, а не индивидуальный характер человеческого сознания, ибо регулятивная функция мифа основана на строгом следовании человеком выработанным нормам существования.

Религия зачастую воспринимается сродни мифологии. Тому причиной – религиозный характер многих мифов. Истоки религии также восходят к недрам первобытной эпохи. Новая форма мировоззрения – религия – дала возможность новой формы освоения действительности, она заключалась в объяснении устройства мира и составляющих его вещей путём удвоения действительности на мир видимый, земной и мир потусторонний, который составляют бестелесные духи – силы, управляющие вещным миром.

В целом для религии, как формы мировоззрения, характерна большая абстрактность мышления по сравнению с мифологией, большая сложность построения отвлечённых систем объяснения устройства мира.

Наибольшего развития теоретическое мышление достигает в философии, которая является теоретической формой мировоззрения, в историческом плане сложившейся в наиболее поздние эпохи.

3.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Философское мировоззрение начинае5т складываться в конце первой половины первого тысячелетия до нашей эры. Например, в Древней Греции этим временем является VI в. до н.э. Параллельно и независимо подобное происходит и в государствах древнего Востока – Индии и Китае. Процесс, приведший к возникновению философского мировоззрения и мышления, - это распад древних родо – племенных отношений и складывание государственного устройства в странах Востока и Запада. Философское мировоззрение – это прежде всего замена мнения, то есть общественных взглядов и отношений, основанных на тысячелетних устоях и нормах, выработанных опытом поколений, на знание, то есть на представлениях о подлинной сущности вещей и процессов, протекающих в мире, а не на вере.

В период становления рабовладельческого общества и государственного устройства человеческое сознание лишается привычных опор в мифологическом знании, жизнь становится тревожнее, нет уверенности в привычном укладе жизни. Критическое рассмотрение привычного, основанное на теоретическом мышлении, - вот что необходимо. Но это под силу только индивидуальному человеческому сознанию, а не бессознательному коллективному опыту, котрый к тому же не способен угнаться за ускоряющемся общественным развитием. Значит, вместе с возникновением философского мировоззрения складывается новый тип его носителя, не коллектив, вырабатывающий и хранящий формы опыта, но отдельный человек, стремящийся осмыслить реальность.

4.СОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Философское мышление – это мышление теоретическое. Оно стремиться проникнуть в сущность вещей и процессов. Отразить не внешние, а внутренние их стороны.

Теоретическое мышление, в отличие от образного, основывается на понятиях. Понятие – это мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явлен6ия действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Именно в них отражается сущность – то внутреннее, что скрыто от глаз и доступно только мышлению. Посредством понятий человеческий ум не только исследует окружающий мир – он создаёт в своём знании структуру действительности, представления о характере взаимосвязей, ей присущих. Особен6ностью современного человека является то, что он усваивает представления о характере окружающего мира в готовом виде, поскольку он зафиксирован в виде многих понятий, составляющих человеческий язык. Философия – это не только размышление над «вечными вопросами», но и непрерывный процесс фиксации идей, отражающих наиболее общие формы опыт освоения людьми характера окружающей действительности. Эти формы освоения действительности и есть понятия. А наиболее общие формы называются категориями. Процесс развития философского знания – процесс не только индивидуальный, но и исторический, ибо посредством языка и культуры, идеи и проблемы философии живут самостоятельной жизнью, обогащаясь и развиваясь новыми мыслителями.

5.СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Философия явилась первой зрелой формой теоретического мышления. И в этом своём качестве она стала предшественницей других форм теоретического знания, например, научного, которое лишь со временем отделилось от философского, постепенно структурируясь на отдельные научные дисциплины. Многие античные философы одновременно явились основателями таких наук о природе, как физика, математика, ботаника, зоология. Исходная роль философии в их становлении отнюдь не случайна, если вспомнить, что специализация познания возможна не раньше, чем произойдёт философское осознание и выделение объекта исследования посредством развития понятийного отражения действительности. В этой связи уместно указать ещё раз на принципиальную специфичность философского знания и его несводимость к другим формам знания, на невозможность подменить его, например, наукой.

Наука, исследуя объективные закономерности и отношения в окружающем мире, является источником достоверного знания, которое становится отправным пунктом для философского осмысления действительности с учётом достоверного научного знания. Такая система взаимосвязи науки и философии является основой для формирования научно – философского мировоззрения.

Философское знание проделало определённыё путь развития, постепенно определяясь с собственно философскими объектами исследования. Основными из них являются Бытие в качестве первооснов сущего, общее устройство мира; Познание и Человек. Соответственно разделы философии, их изучающие, - это онтология, гносеология и философская антропология. Кроме этого выделяется и ряд других дисциплин: логика – учение о формах правильного мышления; этика, объектом которой является мораль; эстетика, изучающая понятие прекрасного в различных его появлениях.

6.ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Бытие человека в мире многопланово, благодаря его включённости в различные иерархические уровни организации действительности. Как следствие, само философское знаие обладает рядом особенностей, связанных с особенностями человеческого бытия. В качестве основных можно указать:

1. Философствование укоренено в бытие индивида. Мир преломляется в человеке, его эмоциях и интеллекте, во внутреннем духовном мире. Философствуя, человек самоосознаёт себя.

2. Определённая часть философских знаний приобретает надиндивидуальный уровень, объективируясь в формах культуры, в понятиях, становясь объектом исследования философов в рамках определённой социально – исторической реальности, определённой эпохи.

В этой двойственности философии – её основная особенность, которая зачастую забывается, и тогда философия понимается либо как не имеющая общей значимости форма духовной деятельности человека, либо как чистая наука, лишённая права на индивидуальность переживаний, препятствующих умозрительным построениям. Принцип двойственности философского знания, между тем. призван играть важную роль в исследовании творчества отдельных мыслителей и общего генезиса философских идей, помогая выделить различные источники философских построений человека.