МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Тверской филиал
Кафедра общегуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине: «философия»
тема: «Особенности и основные идеи древнекитайской философии»
Студентки П-151
учебной группы 1 курса
факультета психологии
Тугаровой Людмилы Васильевны
специальность: психология
зачетная книжка № ПС - 97/08
Руководитель: Иванов Н.И.
Профессор, доктор философских наук.
Защищена
«__»________2009
Тверь, 2009
План
Введение
«И цзин»
«Лунь юй»
«Дао де дзин»
«Мо-Цзы»
«Хань фей-цзы»
Особенности древнекитайской философии
Специфика философии древнего Китая
Заключение
Список литературы
Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне исконная философия, в наибольшей степени отличная от европейской.
Китайская классическая философия представляет собой оригинальные, самостоятельно возникшие в Китае философские учения, не включающие иностранный источник и не опирающиеся на него.
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т.е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т.п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования. Знание оценивалось и отбиралось в соответствии с задачами нравственного совершенствования человека. Высшее знание - знание о добродетелях и правилах поведения великих людей.
Одной из основополагающих черт развития китайской философии следует отметить ее иероглифический[1] характер китайской культуры в целом, в отличие от алфавитной культуры греческого типа.
Истоки тотального натурализма, определяющего специфику китайской классической философии, и своеобразного эквивалента европейской науки логики - нумерологии. Космическая гармония связывает различные аспекты бытия и служит источником покоя (порядка) и в природе, и в обществе. Согласно древним, гармония основывалась на постоянстве двух космических начал - неба и земли, рождающем образы, уподобление которым обеспечивает народу покой.
И еще нельзя не отметить ту специфическую черту китайской классической философии, которая роднит ее отчасти с русской философской традицией, - это господство литературной формы в философских произведениях.
«И цзин» (другое название «Чжоу и») - «Канон перемен» («Книга перемен») - уникальное произведение китайской литературы. Точная датировка памятника (первая половина 1 тыс. до н. э) спорна до сих пор.
Первый в России исследователь «Чжоу и» Ю. Щуцкий выделил 19 различных трактовок этого текста:
1) гадательный текст,
2) философский текст,
3) гадательный и философский текст одновременно,
4) основа китайского универсизма,
5) собрание поговорок,
6) записная книжка политика,
7) политическая энциклопедия.
Изначально в «Книге перемен» превалировали два аспекта: философский и мантический.
«Чжоу и» включает в себя каноническую часть (собственно «И цзин») и комментирующую («И чжуань»). Весь текст, помимо общего деления на две части, членится соответственно на восемь и двенадцать частей.8 и 12 символизирует собой союз земли (пространства) и неба (времени). Кроме иероглифов текст канона содержит значки, состоящие из двух типов черт: целых горизонтальных - «ян» (знак мужской, активной, светлой силы) и прерванных посредине горизонтальных - «инь» (знак женской, темной, пассивной силы). В каждом значке шесть таких черт в различных комбинациях. Всего получается 64 значка, которые по-китайски называются гуа и символизируют собой весь мировой процесс как чередование ситуаций. В европейской традиции принято гуа называть «гексаграммой» Каждая гексаграмма просчитывается снизу вверх и рассматривается прежде всего как сочетание двух триграмм (символа из трех черт). Последних первоначально было создано восемь, причем с определенными названиями.
Вторая часть текста «Канона перемен» написана непосредственно иероглифами и представляет собой интерпретацию гексаграмм в целом, отношения составляющих их триграмм и отдельных черт. Здесь различают основной текст и комментарии. В основной текст входят двенадцать составных частей или двенадцать текстов. Можно четко очертить три слоя основного текста: первый - названия гексаграмм и мантические формулы; второй - афоризмы при гексаграммах (со включением цитат из первого слоя); третий - афоризмы при отдельных чертах (со включением цитат из первого и второго слоя).
«Лунь юй» - «Изречения» - это памятник, передающий воззрения Конфуция. Конфуций (ср. кит. - Кун Фу-цзы, т.е. учитель Кун) жил в 6 - 5 вв. до н.э. Основное в его учении - социально-этический аспект, опирающийся на авторитет древности. Конфуций разделяет людей на три этические категории: цзюнь цзы, жэнь и сяо жень. Цзюнь цзы - благородный муж, совершенней человек, обладающий человеколюбием и чувством долга. Сяо жэнь - маленький человек или человек с меленькой буквы, Жэнь - средний человек, потенциально могущий стать либо тем, либо другим.
Основой правил поведения людей, по мнению Конфуция, должно быть сяо - сыновняя почтительность, которая вместе с любовью к старшим братьям являлась основой человеколюбия.
Управление государством и обществом базируется на ли, правилах, приобретших функцию закона.
Согласно учению Конфуция, идеальные правила существовали только в древности, поэтому именно тогда в Поднебесной царил порядок. На этот «золотой век», в прошлое и ориентировал мыслитель свою модель государства.
Во 2-м в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы, сам же Конфуций был обожествлен. При династии Тан текст «Лунь юй» вместе с другими конфуцианскими текстами был выбит на каменных стеллах.
Каждый образованный китаец был обязан знать текст «Лунь юй» наизусть, а затем руководствоваться им в течение всей своей жизни.
«Дао де дзин» - основополагающее произведение философии даосизма. По традиции этот трактат приписывается легендарному философу Лао-цзы (6 - 5 вв. до н. э). Объем произведения относительно невелик - оно состоит из 81 параграфа, имеющих жанровое сходство с афоризмами.
Основная мысль этого трактата посвящена дао, центральному философскому понятию даосизма. В дао заключаются основные представления последователей этого учения о природе общего. Дао - это общая сущность всех единичных вещей и явлений, это всеобщее первоначало, это смысл человеческого бытия, это всеобщий закон. Основные характеристики дао - естественность и недеяние - означают невмешательство в самосущие процессы природы, а также отражаются на социально-этическом аспекте философии даосизма в виде управления недеянием и мудростью простоты.
Конкретным проявлением дао в мире является дэ - гарант осуществления дао, коррелят имманентности его миру.
Поскольку дао есть во всех вещах и явлениях, то любое отношение к миру расценивалось даосами как полноценный источник проникновения в дао.
Даоской философии присущи, во-первых, аксиологическая относительность, во-вторых, преодоление трагического мироощущения, свойственного миру единичного. В-третьих, даосизм декларирует невербализуемость даоской истины.
Воззрения, изложенные в трактате «Дао дэ дзин», оказали огромное влияние на последующее развитие философии в Китае.
В книге «Мо-Цзы» изложены взгляды школы моистов, основателем которой является Мо-цзы (Мо ди, 479-400гг. до н. э), видный философ и политический деятель Древнего Китая. Школа моистов прошла через два этапа своего развития - ранний и поздний и просуществовала до конца 3 в. до н.э. Создана она была как противопоставление конфуцианству. Мо-цзы провозгласил 10 принципов, выражающих его этико-политические взгляды: «всеобщая любовь», «отрицание нападений», «почитание единства», «почитание мудрости», «экономия в расходах», «экономия при захоронении», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба», «желания неба» и «духовидение».
Учение Мо-цзы отражает интересы прослойки мелких собственников, которые стремились подняться наверх. Его называют «путем занятых на работах людей».
Мо-цзы первым в китайской философии выдвинул и пытался решить вопросы, связанные с критерием истины, с отношением познания и источника знания, с понятиями причины и рода.
«Мо-цзы» - основной источник изучения взглядов Мо-цзы, а также его ранних и поздних последователей. Книга эта имела коллективного автора - представителей школы моистов в течение 200 лет, и в окончательном виде сложилась только к 3 - 2 вв. до н.э.
В книге «Хань Фей-цзы» изложены взгляды одного из крупнейших теоретиков легистской школы - Хань Фея (прибл.280-233 гг. до н. э). Научные идеи Хань Фея - это обобщение различных учений легистов доциньского периода, а «Хань Фей-цзы» - основной источник для изучения идей Хань Фея.
Хай Фей создал целостную теорию управления на основе закона, объединив теории Шан Яна, ставившего на первое место закон, Шень Бу-хая, ставившего на первое место власть и Шень Дао, отдававшего предпочтение искусству управления.