Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие педагогики.
Однако впоследствии Локк внес некоторые корректировки в свою теорию познания. Примечательно, что в работе "О воспитании разума" Джон Локк внес в трактовку tabula rasa уточнения и исправления, в соответствии с которыми "чистая доска" оказывается не такой уж "чистой". Он подчеркивал развитие задатков, которые "природа закладывает в нас". О том, что человеческая душа изначально не "чистая доска", на которой опыт и воспитание могут наносить любые письмена, свидетельствует, по Локку, и разнообразие человеческих рассудков: "… природные конституции людей создают в этом отношении такие широкие различия между ними, что и искусство и усердие никогда не бывают в состоянии эти различия преодолеть". Немалую роль играют и различия в природном "темпераменте".
В этом смысле оправдано возражение Локку со стороны Лейбница: "Эта чистая доска, о которой столько говорят, представляет, по-моему, лишь фикцию, не существующую вовсе в природе и имеющую своим источником несовершенные понятия философов". Изначальное естественное равенство всех детей, ум которых от рождения – "незаполненный чистый лист", неизбежно нарушается в силу существующего неравенства индивидуальных способностей, различной степени прилежания и сопутствующих им внешних обстоятельств.
Как мы можем видеть, Локк все же признал роль врожденных задатков в воспитании.
2. Идея как объект сознания. Теория первичных и вторичных качеств
Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.), какими они являются "внутреннему взору" наблюдающего за ними субъекта. Понятию "идея" Локк придает особое значение, существенно отличное от толкования идей в предшествующей, последующей и современной ему философии. "Все, что ум воспринимает в себя и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания, я называю "идеею", силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю качеством предмета, которому эта сила присуща. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Потому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами, а поскольку они суть ощущения, или восприятия в процессах нашего разумения, я называю их идеями".
"Так как каждый человек осознает, - пишет Локк, - что он мыслит и что то, чем занят ум во время мышления – это идеи, находящиеся в уме, то несомненно, что люди имеют в своем уме различные идеи. Прежде всего, стало быть, надо исследовать, как человек приходит к идеям".
"Идеи, как их понимает Локк, находятся не где-то в потустороннем мире, как полагал Платон, и не в некоем абсолютном духе, как станет в последствии думать Гегель. Их место – только в человеческом уме. Их источник – ощущения и рефлексия, выделяющие идеи как своего рода элементы разума.
Вслед за Р. Бойлем, Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей. Эти идеи Локк делит на два класса: идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств. Группируя идеи соответственно "качествам", Локк отправляется от идущего еще от Аристотеля и весьма популярного в науке и философии XVII в. разделения качеств на первичные и вторичные. Следуя прочной традиции, примыкая к Галилею, Декарту, Гоббсу, Бойлю и другим современным ему учениям, Локк именует первичными качествами форму (фигуру), плотность, протяженность, движение или покой, объем, число. Одни словом, все то, что тогдашняя математизированная физика считала определяющими свойствами или качествами тела, зачислялось мыслителями XVII в. в разряд первичных качеств.
Но Декарту было важно подчеркнуть, что эти "качества", которые наука относит к самим телам, в то же время имеют "интеллектуальную природу" и в реальных телах непосредственно, телесно не наличествуют. Локк же, в противовес картезианству, настаивал на том, что первичные качества, как их представляют наука и философия, неотделимы от тел. Это "реальные сущности", объективно присущие вещам свойства, они изучаются точными науками. Таким образом, Локк называет первичными качества, принадлежащие самим предметам и пребывающие в них такими, какими они представляются нам в наших ощущениях. Первичные качества неотделимы от тела и сохраняются в нем постоянно при всех его изменениях.
Идеи первичных качеств – это копии самих этих качеств. Только идеи первичных качеств тел сходны с ними, и их прообразы действительно существуют в самих телах, то есть идеи этих качеств совершенно точно отображают объективные качества свойства этих тел. Для материалиста и сенсуалиста Локка очень важно, что такие идеи "сообразны действительности вещей, они реальны", потому что соотнесены с качествами самих вещей, "действующих на ум естественным путем" и "адекватны", потому что разум ничего не привносит в верное отображение чувственными идеями самих вещей.
Что же касается вторичных качеств, а ими считались звук, цвет, запах, вкус, тепло, боль, Локк присоединялся к сложившейся интерпретации: они относятся скорее к познающему субъекту и определяются его ощущениями, хотя, в конечном счете, вторичные качества связаны с качествами первичными, т.е. телесными. Если обратиться к локковскому примеру со снежным комом, то к первичным качествам, неотделимым от самого тела, можно отнести круглую форму, размеры, тогда как белизну, холод следует причислить к качествам вторичным.
Вторичными Локк назвал качества, которые кажутся нам принадлежащими самим вещам но на самом деле, не находятся в самих вещах. Вторичные качества – цвета, вкусы, запахи – это "субъективные номинальные сущности", вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. В самих вещах имеется только способность производить в нас эти ощущения. То, что в идее представляется приятным, голубым или теплым, в самих вещах есть только объем, фигура и движение недоступных восприятию частиц. Вторичные качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий. Например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека.
Однако при всем различии между первичными и вторичными качествами в них есть и нечто общее: и те и другие производят свои идеи через "толчок". Так фиалка через "толчки" недоступных восприятию частиц материи, различающихся объемом и фигурой, степенями и видами своих движений, производит в душе идеи голубого цвета и запаха этого цветка.
Учение Локка о различии между первичными и вторичными качествами представляет собой развитие идей, намеченных древнегреческим атомистом Демокритом, а в Новое время – возрожденных Декартом и Галилеем. Учение это опирается на абсолютизирующее противопоставление субъективного объективному.
У Локка обращение к традиционному различению первичных и вторичных качеств выполняет важные функции философского гносеологического объяснения: здесь находят свое продолжение линии материализма и сенсуализма.
3. Усложнение опыта. Роль языка и проблема субстанции
По способам образования и формирования все идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. По содержанию простые идеи, в свою очередь, разделяются на идеи первичных и вторичных качеств. К идеям первичных качеств Локк относит идеи, отображающие первичные или первоначальные качества внешних объектов, в каком бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи. Такие качества действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые идеи. К простым идеям вторичных качеств Локк относит идеи, отражающие вторичные качества, которые по его мнению не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами. Таким образом, проявление вторичных качеств связывается английским мыслителем не с самим объективным миром, а с его восприятием в человеческом сознании.
Простые идеи – это идеи, доставляемые при посредстве:
1) одного органа чувств (так, свет и цвет доставляются только зрением);
2) нескольких чувств (идеи пространства, протяженности, формы, покоя и движения);
3) рефлексии (идеи восприятия, мышления, хотения);
4) всех видов ощущения и рефлексии (например, удовольствия или страдания).
Свое исследование простых идей и их возникновения Локк оценивал как "верную историю первых начал человеческого знания" Если в восприятии простых идей ум, согласно Локку, несвободен и пассивен, то сложные идеи создаются благодаря активности ума, его самостоятельности и свободе. Впрочем, и здесь свобода ограничена, ибо сложные идеи ум составляет из идей простых. Примеры сложных идей – красота, благодарность, человек, войско, Вселенная.
Джон Локк выделяет три основных способа образования сложных идей:
1) соединение нескольких простых идей в одну сложную;
2) сведение вместе двух идей, все равно – простых или сложных и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну;
3) обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности, или абстрагирование общих идей от других (так образуются все общие и всеобщие идеи).
Таким образом, сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате самодеятельности ума.