Познавая себя, человек, никогда не остается вполне таким же каким он был прежде, отметил Т Манн. Самосознание возникло в качестве духовного зеркала для праздного самолюбия человека. Оно проявляется в ответ на зов общественных условий жизни, которые самого начала требовали от каждого человека умения оценивать поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Не Рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Рефлексируя погружает нас в глубину нашей самости. Здесь важны самые постоянные подытоживания содеянного.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек не редко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки. Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.
Говоря о сознании и самосознательности, мы должны оттенить такой аспект, сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение умысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меря сознательности. Сознательность характеризуется, прежде всего, тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем больше место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.
Сознательность – неотъемное свойство душевно здоровой человеческой личности.
Сознание и сфера бессознательного
Уровни ясности сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни.
Один ученый насчитал около двадцати ступеней сознания. Это число, видимо, можно свободно усвоить или даже утратить.
Наша обычная деятельность – практическая и теоретическая – сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждому ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем.
Человеку может быть в вину лишь то, что он осознает в своем поведении, что составляет наличие бытие его собственного веления. Бессознательное выражается и в существовании большого пласта жизненного опыта, информации, которая накапливается в течении всей жизни и оседает в жизни. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О запасах хранящихся в мозгу сведений люди даже и не подозревают.
Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Во время сна, при отсутствии контроля сознания, в голове человека проносятся картины действительности.
О бессознательном
Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознававшиеся действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно
Сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не уделяя, однако, пристальное внимание всему, что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их.
Глубинные пласты бессознательного: история взглядов
Однако, не все в бессознательном, являются ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания.
Общая идея о бессознательном встречается еще древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила Вселенной. Оно восходит к демонии Сократа, утверждавшего, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу, как к своего рода велению совести и непререкаемому авторитету.
З.Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящиеся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. По Фрейду, личность разделена на Оно, Я (Эго) и Сверх- Я (Супер -Эга). Под Оно имеется в виду сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицаний. Все инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяются на две противоположные группы: первая охватывает влечение Эго, инстинкты смерти, агрессии, разрушения, а вторая – половые инстинкты, инстинкты жизни. Последнее, по мнению Фрейда, являются инстинктами «Эроса». Для первой группы характерны тенденции, толкающей человеческий организм к возврату в животное состояние. Конкретными проявлениями инстинкта смерти является, например, садизм. Садисту приятно видеть страдание, а причинять его еще приятнее.
Проявление инстинкта жизни является эротическая любовь. Фрейд рассматривал сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер – Эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно), содержащее импульсивные влечения и страсти. Между ними существует постоянный конфликт, причем разум враждебен индивидуальности. Сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях аномальных (сновидения, описки, случайные оговорки)
или прямо ненормальных (неврозы, психозы).
Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг ее профессиональному анализу. Но он явно преувеличил ее роль в поведении нормального, здорового человека, который как правило, в своем поведении руководствуется разумом, адекватно отражающим логику вещей и событий.
Человек – это, прежде всего сознательное, разумное существо. Не только мышление, но и эмоции пронизаны сознанием.
4. О рассудке и разуме, уме и мудрости
Рассудок и разум. По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум. Первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит, который показал, что, мысля одним способом, менее совершено, ограниченно, человек не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ понимал под рассудком средний характерный для многих уровень мышления, способность согласовывать внутреннее правила с внешней деятельностью. Платон считал, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности, согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, в какой-либо специальной области. Его функция- составление суждений, формальное отношение к видам. Разум же ориентирован на сущее; он рефлексивен. Как утверждал Николай Кузанский, рассудок разрывают противоречия, противоставляя противоположности друг другу. Существо рассудка- абстрактность. Разум мыслит и разрешает противоречия; он мыслит как процесс. Рассудок, говорил Б.Спиноза, абстрактен и действует по установленным, твердым правилам интеллекта, выводя на основе общих понятий заключения о явлениях мира. Спиноза высказал любопытную мысль; действующий по определенным правилам рассудок представляется неким духовным автоматом, а разум служит высшим регулятором общественной жизни и деятельности человека и направлен на всеобщее благо. Он находится в единстве с бытием, постигая вещи, как они существуют сами по себе.
Французские мыслители XVIIIв. Рассматривали рассудок лишь с негативной стороны, как деятельность, направленную на самосохранение и доставляющую только личные преимущества, не распространяющиеся на человечество. П. Глобах рассматривал рассудок как вырабатываемое опытом и размышлением умение отличать полезное от вредного. Рассудок лишен творческого отношения к жизни; он нередко ведет к консерватизму. В бурные, переломные эпохи общественной жизни необходим, прежде всего, разум, который находит верное решение в самых сложных и противоречивых ситуациях.
Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлексирующее, философские мыслящие сознание, оперирующие широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины.
Эффективность мышления зависит от прошлого опыта, реалистичность оценки и умственных способностей человека, что в свою очередь предполагает способность оптимальной организации мышления, чувств и поведения человека. Чем совершенее такая организация, тем совершенее ум.