В других случаях появление параллельных миров объявляется результатом действий путешественников во времени: когда некто, переместившийся на машине времени в прошлое, воздействует на некоторое событие, изменяя его исход, появляется новая вселенная, и дальнейшие события идут уже по другому пути. При этом судьба путешественника может быть различной: в одних случаях предполагается, что по возвращении назад он окажется в собственном времени (то есть не почувствует изменения истории), в других — изменивший события путешественник вернётся в будущее нового, созданного им мира, исчезнув из своей родной реальности.
Некоторые авторы допускают возможность последующей «состыковки» параллельных реальностей: предполагается, что через некоторое время после воздействия, изменившего ход событий, результаты этого воздействия могут нивелироваться — созданный параллельный мир окажется эквивалентен исходному и сольётся с ним. Параллельная реальность оказывается неким подобием «объездного пути» на дороге; отделившись однажды, она некоторое время существует самостоятельно, но потом возвращается к своей основе. В этом случае возникает интересное следствие: оказывается, что прошлое, которое мы полагаем однозначным и неизменным, может быть столь же многовариантным, как и будущее; может существовать несколько вариантов прошлого одного и того же мира, при этом невозможно сказать, какой из вариантов правилен, а какой ложен.
2.5 Гиперпространство и параллельные миры
Широко используемая в научной фантастике идея гиперпространства есть ни что иное, как вариант идеи параллельного мира. Используемое в научной фантастике понятие «гиперпространство» соотносится с параллельной вселеной, которая используется как средство перемещения со скоростью большей скорости света, для межзвездных путешествий. Обоснования для существования этой формы гиперпространства варьируются от работы к работе, но существуют два общих элемента: по крайней мере, некоторые (если не все) объекты на карте мира гиперпространства соответствуют объектам нашей вселенной, обеспечивая, таким образом, точки «входа» и «выхода» для путешественников.
Время перемещения между двумя точками в гиперпространстве меньше времени для перемещения между аналогичными объектами в нашей вселенной. Это происходит либо благодаря разнице в скорости света, либо из-за различной скорости течения времени, либо потому, что аналогичные объекты в гиперпространстве находятся ближе друг к другу.
Иногда понятие «гиперпространство» используется как обозначение многомерного мира с дополнительными пространственными измерениями. В этой модели наша трёхмерная вселенная представляется как «вмятая» в какое-либо более высокое пространственное измерение, и, перемещаясь в это измерение, корабль может преодолевать огромное расстояние в обычном пространстве. Так как эта концепция предлагает «новое измерение», оно уже не вполне соответствует идее параллельного мира.
2.6 Сюжеты
В сюжетном смысле идея параллельного мира может быть использована по-разному.
Действие целиком помещается в другой мир, и все описываемые герои являются уроженцами данного мира (классический пример — «Властелин колец»). В таком случае само понятие «параллельный мир» в произведении может не упоминаться вовсе, хотя фактически описываемая реальность полностью соответствует данному понятию. Основной причиной использования параллельного мира в таких сюжетах обычно является свобода, которую даёт выход за пределы известной нам реальности, либо необходимость введения явлений и факторов, отсутствующих в реальном мире (боги, магия, необычные физические законы и так далее).
Действие целиком помещается в другой мир, но один или несколько героев не являются уроженцами данного мира (обычно они являются уроженцами нашего мира, в силу неких обстоятельств попавшими в параллельный мир). Так обстоит дело в «Хрониках Нарнии» Клайва Льюиса или, например, в первых книгах цикла «Сварог» Александра Бушкова. В подобных случаях параллельный мир может использоваться автором двояко: с одной стороны, как и в предыдущем случае, в качестве средства создания «сцены» для действия героев, не ограниченной законами и историей нашего мира, с другой — как способ показать поведение человека нашего, реального мира в обстоятельствах, далеко выходящих за рамки того, что человек может предположить. В одних произведениях упор делается на способности человека адаптироваться в совершенно чуждой ему реальности и становиться адекватным ей, в других — на том, что современный человек в иной реальности может выжить и достичь успеха, оставаясь самим собой и сопротивляясь влиянию среды. Особняком стоит характерный сюжет, в котором герой, оказавшись в параллельном мире, сначала обнаруживает в себе необычные способности, а затем узнаёт, что в действительности он является уроженцем именно этого мира, по каким-то причинам выброшенный за пределы своей реальности и потерявший память. Эти сюжеты разработаны в произведениях Роджера Желязны и в первой книге «Многоярусного мира» Филипа Фармера.
Герои действуют в нескольких мирах, перемещаясь из одного в другой, или путешествуя во времени, активно участвуют в создании, изменении и модификации миров. В американской фантастике примером могут служить Кольцо вокруг солнца Клиффорда Саймака и философское фэнтези Порог Урсулы ле Гуин. В российской фантастике в качестве примера можно привести последние произведения цикла «В глубине Великого Кристалла» Крапивина или цикл «Одиссей покидает Итаку» Василия Звягинцева. Таки же образом идея параллельных миров используется в трилогии Филипа Пулмана «Тёмные начала».
Иная реальность тем или иным образом вторгается в обычную жизнь нашего мира. Английская героиня книги Саргарет Кавендиш отправляет подводные лодки и «людей-птиц», вооруженных «огненными камнями», обратно через врата Пылающего мира на Землю, чтобы уничтожать врагов Англии. Краснознаменный Тихоокеанский Флот великого Советского Союза из параллельного мира в дилогии «Красные звезды ( Встречный катаклизм , Параллельный катаклизм )» Фёдора Березина периодически появляется в нашем мире и успешно ведет войну с американцами.
В произведениях «мрачной» фэнтези и в книгах ужаса параллельный мир — это место, где скрываются опасные вещи и существа, и часто герой вынужден противостоять нападению из другой реальности. Так происходит в большинстве книг Лавкрафта и серии компьютерных игр Doom, где природа этой другой реальности остается таинственной, известной только из-за своего воздействия на наш мир.
Заключение
Так или иначе, объективное разрешение всех парадоксов (и практическая возможность создания МВ) возможна только при признании многомерности Пространства-Времени. При отсутствии Параллельных миров путешествия во Времени невозможны. И - наоборот.