Другая картина возникает при рассмотрении оснований взглядов Э. Гуссерля. Гуссерль, следуя Г. Фреге, строит свои философские выводы на основе математической логики. Базисной философской установкой является объективизм, стремление обосновать независимость от субъекта как формы, так и содержания знания и идеализм - т.е. признание существования независимых от субъекта форм знания.
В последнее время появились обширные исследования спора психологизма и антипсихологизма в немецкой философии. В частности, в книге Мартина Куша (Martin Kusch) мы находим такой пассаж: "Научная или философская языковая игра на некоторую эзотерическую тему, скажем, на тему точных отношений между логикой и психологией, может в то же самое время быть языковой игрой о том, следует ли выделять экспериментальным психологам профессорские позиции на факультетах философии".
Спор психологизма-антипсихологизма оказался самым тесным образом связанным с ситуацией в университетских кругах Германии конца XIX века. Происходило становление экспериментальной психологии в рамках философии. Возникла борьба за профессорские места в немецких университетах. Чисто эзотерический спор превратился в вопрос о социальном статусе и материальных благах. Без этого обстоятельства невозможно понять ожесточенность спора психологизма-антипсихологизма в немецкой философии. Социальные обстоятельства типа борьбы за профессорские места в университетах Германии не определяли содержания философских концепций, но во многом определяли характер спора и взаимоотношения сторон в этом споре.
Миф четвертый: Психологизм-антипсихологизм являются четко определенными концепциями и философов можно четко разделить на психологистов и антипсихологистов.
Наиболее устойчива репутация как антипсихологиста - Фреге, про-анализируем его взгляды и их возможную современную эволюцию.
Упомянем четыре важнейшие идеи, которые легли в основание антипсихологизма Фреге.
1. Первая идея касается мотивации антипсихологизма. Антипсихологизм Фреге был вдохновлен применением логики к основаниям математики. До Фреге логика применялась по преимуществу к интроспективной психологии и методам мышления. Эта ситуация породила естественное умозаключение: если логика сообщает нам информацию об естественном мышлении, то она должна обосновываться естественным мышлением. Эта предпосылка формирует естественный базис для психологизма в философии логики.
2. Психология рассматривается Фреге как эмпирическая и чисто дескриптивная наука в ассоцианистской манере. Под психологическими данными, касающимися психических процессов, он обычно понимает данные интроспекции.
3. Для Фреге главным объектом его логических и философских исследований являются законы логики, или, в его собственной терминологии, универсальные законы истины: "... логика - это наука наиболее общих законов бытия истины". Антипсихологизм для него почти равносилен утверждению независимости как самих этих законов, так и их оправдания от мыслящего субъекта.
4. Этот пункт теоретически наиболее важен - я имею в виду различе-ние между истиной и установлением истины (Wahrsein und Fuerwahrhalten). Истина для Фреге является объективной и не зависимой от мыслящего субъекта. Установление истины, напротив, является субъективным и психологическим. Логика основывается на законах истины и, таким образом, не имеет никакого отношения к установлению истины. Последнее изучается психологией: "Я понимаю под логическими законами не психологические законы установления истины, а законы бытия истины".
Таким образом, можно утверждать, что обоснование логических законов и различение между истиной и установлением истины были главными теоретическими основаниями антипсихологизма Фреге.
Из этих соображений следует, при определенных условиях антипси-хологизм Фреге можно подвергнуть пересмотру. Если бы мы нам удалось показать, что ориентация на приложения логики изменилась, что проблема логических законов не является главной при рассмотрении отношений между формальной логикой и мышлением и что существует возможность построения логических моделей "установления истины", то в таком случае мы получили бы определенные основания для пересмотра антипсихологизма Фреге на принципах, которые не так уж отличаются от принципов самого Фреге.
После Фреге была разработана теоретическая психология, а в семидесятых и восьмидесятых годах бурно развивалась когнитивная психология. Этот вид психологии предлагает теоретические модели для процессов мышления. Эти психологические модели обычно представляют собой описания на естественном языке умственных действий когнитивных агентов, и они состоят из двух уровней:
1) последовательность умственных действий субъекта познания (например, действий, которые шаг за шагом ведут к решению рассматриваемой задачи),
2) набор детерминистических объяснений этой последовательности действий. Второй уровень психологической модели не связан с логикой. Это полностью соответствует представлениям Фреге. Так, Х. Слуга, излагая позицию Фреге, пишет: "Психология исследует причины наших убеждений, логика и эпистемология изучают основания их обоснованности... Такое обоснование называется выводом, и логика имеет дело с установлением законов правильного вывода". Однако в психологии мы имеем теоретические модели мышления (первый уровень психологической модели) и процедуры поиска доказательства в логике, которые не являются ло-гическими законами или непосредственно логическими выводами. Это дает нам возможность установить новые отношения между логикой и естествен-ным мышлением, которые основаны на принципах, не так уж отличных от установок Фреге.
Для Фреге наиболее важная задача состояла в обосновании независимости логических законов от психологических фактов. Однако если в логике мы найдем структуры (типа процедур поиска доказательства), которые являются отличными от логических законов и логических доказательств, то затем будет возможно рассматривать их в определенном смысле как модели мышления без того, чтобы противоречить базисным представлениям Фреге.
Главное теоретическое основание антипсихологизма Фреге - разли-чие между истиной и установлением истины (Wahrsein und Fuerwahrhalten). Истина независима от всех психологических свойств познающего субъекта и от самого этого субъекта. Установление истинности - вид действия познающего субъекта, но, согласно Фреге, это является вопросом психологии. Однако теперь мы можем констатировать, что развитие логики после Фреге породило новый вид формализованных логических процедур - процедуры поиска вывода. Эти процедуры могут рассматриваться как последовательности действий, направленных на решение проблемы нахождения доказательства данного суждения в данном логическом исчислении. Следовательно, теперь можно сказать, что в логике имеются модели установления истинности. Это основание антипсихологизма Фреге должно быть пересмотрено, и может быть соот-ветственно пересмотрен и его антипсихологизм. Я предпринял такой пере-смотр принципов антипсихологизма в середине восьмидесятых годов, в ре-зультате чего была разработана концепция, получившая название метапсихологизма. Метапсихологизм сохраняет непсихологистское обоснование логических процедур, но вместе с тем создает возможность рассматривать их как модели естественного мышления.
Возникновение антипсихологизма в логике было связано со специфической ситуацией в немецкой философии, логике и психологии ХХ века. Психологизм-антипсихологизм связаны с ориентацией на приложения логики, и их смена в начале ХХ века была связана с таким изменением ориентации на приложения. Происходящее сегодня изменение ориентации на приложения логики, связанное с возникновением когнитивной науки, позволяет говорить о возможности пересмотра парадигмы антипсихологизма. В самой логике появилась теория (теория поиска вывода), которая дает основания для интерпретации более широкого понятия логической процедуры в психологистском ключе.
1. Смирнова Е.Д. Основы логической семантики. М.: Высшая школа, 1990.
2. Смирнова Е.Д. Истинность и вопросы обоснования логических систем // Исследования по неклассическим логикам. М.: Наука, 1989. С.150-164.
3. Смирнова Е.Д. Логическая семантика и философские основания логики. М.: МГУ, 1986.
4. Сорина Г.В. Кант, Гуссерль и проблема психологизма // Кантовский сборник. Вып.12. Калининград, 1987. С.97-106.
5. Сорина Г.В. Логико-культурная доминанта. Очерки теории и истории психологизма и антипсихологизма в культуре. М.: Прометей, 1993.
6. Фреге Г. Мысль: Логическое исследование // Философия, логика, язык. М.: Прогресс, 1987. С.18-47.