Смекни!
smekni.com

Обычай и закон в античном мире (стр. 2 из 2)

Платон создает свое государство путем создания единой системы, состоящей из законов, нравов, обычаев, традиций и т.д., «цементируя» это все добродетельностью. Только после создания данной модели Платон берет на себя ответственность определения того, в какой степени построенное государство приближается к идеалу. Это он объясняет следующим: когда установлено, что такое справедливость, не следует требовать, чтобы справедливый человек соответствовал идеалу справедливости. Так же и с государством: сначала надо дать словесный «образец совершенного государства», а потом рассматривать возможность его устроения.

То есть, можно сказать, что Платон использует модель государства в качестве вспомогательного средства при изучении реальности таким же образом, как модели используются в современной науке. Так как идеальным государством для Платона являлся родовой строй, то и обычай по Платону – это основная форма регулирования поведения в обществе.

Интересно продолжение идей Платона в творчестве Плутарха. Прежде всего следует отметить, что Плутарх стремился подражать классическому мышлению, а точнее был продолжателем идей Платона и Аристотеля[11]. Плутарх именно этим и отличался от греческой традиции, он был – неоплатоником. Он стремился восстановить классическое мышление Платона. Особенно это заметно в идеях о государстве. В это время господствующей стала утопия, что если государство отдаляется от конкретных связей, которые до этого сплачивали коллектив классического города-государства, от обычаев и традиций древности, то тем самым оно дает возможность создавать его заново на отвлеченном теоретическом уровне. Но вот как раз идеи утопизма Плутарх и отодвигает от себя. Хотя идею о том, что государство должно строиться на обычаях и законах, он поддерживает целиком и полностью. При этом он считал, что обычаи являются более древними, чем законы и служат основой законов.

Подводя итог размышлениям, можно утверждать, что хотя Плутарх не был самостоятельным, «оригинальным», писателем (то есть он собирал и модернизировал идеи других), однако идеи именно Платона он взял в качестве основы для своих идей о роли обычаев и законов для государства.

Таким образом, можно говорить о том, что Плутарх являлся последователем Платона в данной области, хотя и не разделял его точку зрения об идеальном государстве. Однако мысли Платона о роли обычаев в формировании законов, и о значении тех и других в жизни государства он разделял.


Список использованной литературы

1. Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М.: Изд. Савин С.А., 2008. – 284 с

2. Платон. Государство. Книга 7,8. – М., Эксмо, 2009 – 601 с.

3. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – М., Эксмо, 2006 – 470 с.

4. Слезак Т.А. Как читать Платона / Пер. с нем., предисл. и примечания М.Е. Буланенко. СПб., 2008. – 314 с.


[1] Слезак Т. А. Как читать Платона / Пер. с нем.,предисл. и примечания М. Е. Буланенко. СПб., 2008.-314 с.

[2] Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М.: Изд. Савин С. А., 2008.-284 с

[3] Платон. Государство. Книга 7,8. – М., Эксмо, 2009 – 601 с.

[4] Слезак Т. А. Как читать Платона / Пер. с нем.,предисл. и примечания М. Е. Буланенко. СПб., 2008.-314 с.

[5] Платон. Государство. Книга 7,8. – М., Эксмо, 2009 – 601 с.

[6] Слезак Т. А. Как читать Платона / Пер. с нем.,предисл. и примечания М. Е. Буланенко. СПб., 2008.-314 с.

[7] Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М.: Изд. Савин С. А., 2008.-284 с

[8] Платон. Государство. Книга 7,8. – М., Эксмо, 2009 – 601 с. – с. 385

[9] Там же. – с. 415

[10] Там же – с. 439

[11] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – М., Эксмо, 2006 – 470 с.