«На практике гражданином считается тот, у кого родители – и отец и мать – граждане, а не кто-либо один из них. Другие идут еще дальше в этом определении и требуют, например, чтобы предки гражданина во втором, третьем и даже более отдаленном колене были также гражданами»1.
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне к остальному экипажу. Хотя моряки на судне занимают неодинаковое положение: один из них гребет, другой правит рулем, третий состоит помощником рулевого. «Благополучие плаванья – это цель, к которой стремятся все моряки в совокупности».
Симпатии и антипатии общества – вот то, что обязательно учитывается властью при принятии решений. Даже направление против течения определяется ходом течения.
Государство как сложное единство обладает собственной анатомией, внутренним строением, разрушение которого ведет его к гибели. Крепость государства напрямую зависит от крепости его структурных единиц. Они – части государства, но не тождественные ему по качеству, ведут относительно самостоятельное существование, имеют собственные цели и естественные законы развития.
Социальный мир – это совокупность деятельных индивидов и их связей. Качества индивидов определяют качество общества и государства. Так мыслит Аристотель, поскольку наилучшее, счастливое государство выводит из добродетельного, разумного образа жизни большинства его граждан.
Следует назвать задачи государства, по Аристотелю:
1. пропитание;
2. ремесла;
3. оружие;
4. известный запас денежных средств для собственных надобностей и для военных нужд;
5. попечение о религиозном культе, т. е. то, что называется жречеством;
6. самое необходимое – это решение о том, что полезно и что справедливо в отношении граждан между собой.
«Вот вещи, в которых нуждается всякое государство»1, - отмечает
Аристотель.
Государство должно состоять из частей, соответствующих перечисленным задачам. Значит, в нем должны быть налицо известное количество землепашцев, которые снабжали бы его пищей, ремесленники, военная сила, состоятельные люди, жрецы и люди, выносящие решения относительно того, что справедливо и полезно.
Государство есть политическая структура общества. С этой точки зрения, вопрос о первичности отпадает как бессмысленный, поскольку нельзя часть сравнивать с целым. Гражданское общество представляет собой совокупность определенных социальных связей, структур, учреждений и институтов, которые в то же время характеризуют ступень в развитии государственности.
Поэтому гражданское общество, взятое само по себе, есть абстракция. Черепаха без панциря, моллюск без раковины1. Реально же оно как самостоятельный феномен – до, вне и без взаимодействия с государством – никогда и нигде не существовало. Но вполне справедливо и обратное утверждение: государство без наличия в той или иной степени, хотя бы в самой малой, развитой инфраструктуры гражданских отношений существовать не может. Государство без гражданского общества – то же самое, что человек без внутренних органов, дерево без сердцевины.
Как было отмечено выше, Аристотель определял государство через базовое понятие «общение». Общение есть суть природы человека как социального животного.
По Аристотелю, государство является высшей формой человеческого общения; оно завершает развитие общества, являясь его целью и результатом одновременно. В чем специфика этого общения? Это иерархическое общение, организующее общество по принципу господства и подчинения, причем под обществом понимается союз свободных людей. Выходит, что граждане – это единицы, которые образуют и общество, делая его гражданским, и государство, делая его демократическим.
Индивид со своими интересами – это первоэлемент гражданского общества. Но, видя в других средство удовлетворения своего эгоизма, индивид осознает свою зависимость от них, поэтому он придает своим целям форму всеобщего. Например, требуя свободы для себя, он возводит свободу в принцип, то есть требует ее для всех. Работая на собственное благо, индивид волей-неволей через форму всеобщего удовлетворяет стремление других к благу.
2.2. Понятия «государство» и «гражданин» у Платона
Основополагающей идеей Платона в целом выступает идея порядка и гармонии, существующих на любой ступени этого «строя»: во вселенной, в государственной жизни, у самого человека. Свойственное большинству греческих философов синтетическое восприятие мира как единого целого трансформируется у Платона в представлении об универсуме как стройном и соразмерном порядке.
Для Платона общество во многом является синонимом государства.
Свои взгляды на устройство государства, его существование и законы, долженствующие править в этом платоновском государстве, мыслитель изложил в своих основополагающих произведениях «Государство», «Законы», небольшом диалоге «Политика» и письмах.
Государство, по Платону, есть не преходящая временная форма организации общества, а форма, устремленная к идеалу общежития у людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать торжество нравственности, справедливости и духовности.
Отсюда идеальный подход греческого мудреца к общественным отношениям, к государству как в перспективе, так и в ее обосновании1.
Его первый и крупнейший в истории мысли проект идеального «Государства» нельзя представлять досужей фантазией, размышлениями «от нечего делать». Это глубоко продуманный и целенаправленный план, имеющий целью навсегда исключить возможность столкновения эгоистических интересов богатых и бедных, сильных и слабых, образованных и неграмотных, предотвратить общественный антагонизм и разгул несправедливости.
Почти непосильная, величественная задача, которую ставил Платон перед собой, заключалась в том, чтобы устранить богатство и бедность.
Одна ведет к роскоши, лени, новшествам, другая – к низостям и страданиям.
Государство возникает из-за стремления жить вместе, сообща, так как совместная жизнь облегчает существование каждого. Проблему соотношения личности и государства Платон решает в пользу государства, личность для Платона лишь средство существования и укрепления государства. Платон считал, что отношения между личностью и государством должны быть сбалансированными. Государство не должно обладать абсолютной полнотой власти по сравнению с гражданином, но и граждане не должны по отношению к государству обладать чрезмерной свободой.
Две категории граждан, по мнению Платона, не годятся для управления государством: «Как люди непросвещенные сведущие к истине, так и те, кому всю жизнь предоставлено заниматься самоусовершенствованием…»1.
Залог успешного управления государством заключается в том, что к управлению государством привлекаются не те люди, которые желают этого, а те, которые не рвутся к государственной кормушке. В своей идеальной модели государственного устройства Платон предлагает весьма демократическую по нынешним временам, процедуру выборов.
Выборы, во-первых, проходят в три тура, во-вторых, поименно, в-третьих, результаты выборов подводятся публично, и, в-четвертых, что самое интересное и что отсутствует в современной практике политической жизни, это возможность в течение 30 дней изменить свой выбор. Рядовые граждане и правители имеют друг перед другом взаимные обязательства. Если гражданин обязан участвовать в управлении государством, то правители, со своей стороны, несут ответственность за злоупотребление своей властью.
Любопытна классификация Платона видов власти: власть родителей над потомством, власть благородных над неблагородными, власть старших над младшими; власть господ над рабами; власть сильного над слабым; власть разумного над несведущим (этот вид власти Платон считал важнейшим); власть по жребию.
Платон большое значение придает единству, которое как цемент скрепляет государство в монолитное целое. А отсутствие единства ведет к разрушению государства и его распаду.
Опасно для государства и разделение общества на бедных и богатых. Такое государство чрезвычайно не устойчиво и любая причина может нарушить в нем спокойное течение жизни. Стремление правителей угодить толпе – это другая серьезная помеха в управлении государством, о которой предупреждает Платон. Трудно устоять перед напором толпы, не поддаться ее настроению.
Платон предупреждает об опасности излишней свободы в государстве: «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного
человека, и для государства обращается не во что иное, как чрезмерное рабство… тирания возникает, конечно, не из какого строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство».
Платон в своем идеальном государстве делит всех граждан на три сословия. Первое – это сословие правителей, стражей или философов. Второе – сословие воинов. Третье – сословие земледельцев и ремесленников. Каждое из этих сословий Платон сравнивает с металлом: сословие правителей – это золото, сословие воинов – серебро, земледельцы и ремесленники – медь и железо. Эти три сословия больше похожи на касты, так как переход от одного сословия в другое и вмешательство представителя одного сословия в дела других сословий считается высшим преступлением. Впрочем, Платон допускает, что в низшем третьем сословии может родиться ребенок, склонный по своим природным задаткам стать правителем или воином, и, наоборот, в сословии правителей может родиться ребенок, не годный для того, чтобы стать правителем. Внутри каждого сословия, по Платону, запрещается менять профессию. Именно из этих рассуждений Платон и выводит свое понимание справедливости: «Но заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость»1.