Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для «идеального» государства.
сословий будет хорошо: «Таким образом, при росте и благоустройстве нашего государства надо предоставить всем сословиям возможность иметь свою долю в общем процветании, соответственно их природным данным»2.
Граждан, способных к государственному управлению, совсем немного и способности их зависят от природных данных.
Закон есть то, что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой. Закон и порядок понятия тождественные считал Платон. Закон – это та самая основная несущая опора, на которой держится государство. Закон, защищая интересы граждан, все-таки высшей целью имеет благо государства.
Эта мысль о превосходстве интересов государства над интересами граждан у Платона прослеживается во всем.
«Идеальное» государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя качествами:
· мудростью;
· мужеством;
· справедливостью;
· рассудительностью.
Мудростью не могут обладать все жители государства, а только
правители-философы. Избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения.
Мужеством обладает большое количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи.
Если первые две добродетели были характерны только для определенных классов людей, то рассудительность должны быть присуща всем жителям, она «подобна некой гармонии», она «настраивает на свой лад решительно все целиком»1.
Под четвертой добродетелью – справедливостью – Платон понимает деление людей на разряды, касты. Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование «идеального» государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшим преступлением.
Платон писал относительно граждан, что демократический» человек будет усилием своей воли подавлять в себе те вожделения, что ведут к расточительству, а не к наживе. Их можно назвать лишёнными необходимости. В жизни такого человека нет порядка, в ней не царит необходимость.
Те вожделения, от которых люди не в состоянии отказаться, можно было бы по справедливости назвать необходимыми, а также и те, удовлетворение которых приносит нам пользу: подчиняться как тем, так и другим неизбежно уже по самой нашей природе.
«Когда юноша, выросший, без должного воспитания и в обстановке бережливости, вдруг отведает мёда трутней и попадёт в общество опасных и лютых зверей, которые способны доставить ему всевозможные наслаждения, самые пёстрые и разнообразные, это-то и будет у него началом перехода от олигархического типа человека к демократическому. Изо дня в день такие люди живут, угрожая первому налетевшему на них желанию. Приятной, вольной, блаженной называют они эту жизнь и так всё время ею и пользуются. Этот человек так же разнообразен, многолик, прекрасен и пёстр, как и его государство»1.
Относительно тиранического человека Платон говорил, что превращение такого ставленника происходит, когда он начинает делать примерно следующее: говорят, что, кто отведал человеческих внутренностей, мелко нарезанных вместе с мясом жертвенных животных, тому не избежать стать волком. Он тот, кто поднимает восстание против обладающих собственностью.
Если он потерпел неудачу, подвергся изгнанию, а потом вернулся – назло своим врагам, то возвращается он уже как законченный тиран.
Если же те, кто его изгнали, не будут в состоянии его свалить снова и предать казни, очернив в глазах граждан, то они замышляют его тайное убийство.
Общеизвестное требование со стороны тирании: чуть только они достигнут такой власти, они требуют, чтобы народ назначил им телохранителей, чтобы народный заступник был невредим.
Тиран, имея в руках послушную толпу, станет привлекать своих соплеменников к суду по несправедливым обвинениям и привлекать к смертной казни, а между тем он будет сулить отмену задолженности и передел земли. После этого у такого человека есть два пути: либо он погибнет от руки своих врагов, либо станет тираном. Граждане обычно замышляют убийство, поэтому, достигнув власти, тиран нанимает телохранителей.
В первые дни, вообще в первое время он приветливо улыбается всем, кто бы ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран. Так притворяется он милостивым и кротким, когда же он примирится кое с кем из своих врагов, иных уничтожит, первой задачей его будет постоянно вовлекать граждан в какие- то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе.
Если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех посредством войны.
Чтобы сохранить за собой власть, тирану придётся их всех уничтожить, так что, в конце концов, не останется никого ни из друзей ни из врагов. Он по неволе враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не очистит от них государство.
Перед ним стоит выбор: либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех, кто его ненавидит, либо проститься с жизнью. Он отберёт у граждан рабов, освободит их и сделает своими копейщиками. Сподвижники тирана будут им восхищаться; порядочные люди будут ненавидеть и избегать его. Тиран тратит на войско храмовые средства, если они имеются в государстве, пока их изъятием можно будет покрывать расходы, он уменьшает обложение населения налогами. Тиран – отцеубийца и плохой кормилец для престарелых; по-видимому, общепринято, что такого свойство тиранической власти.
Платона многое в уже существующих государствах не устраивало принципиально. В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей.
Платон считал оптимальным число граждан идеального государства чуть более пяти тысяч. В таком государстве неизбежно все знают обо всех. К тому же отсутствует бюрократия.
2.3 Понятия «государство» и «гражданин» у Ксенофонта
Ксенофонт был приверженцем идеи сильной власти.
Политические взгляды Ксенофонта были обусловлены аристократическим происхождением, соответствующим знатному человеку образованием, влиянием Сократа, а также личное или опосредованное участие в важнейших политических событиях того времени. По своим убеждениям Ксенофонт был склонен к консерватизму, поэтому у него вызывала тревогу нестабильность всех известных ему политических режимов: демократии, олигархии, тирании и монархии.
Наиболее полно идеология Ксенофонта раскрыта, несомненно, в историческом романе «Киропедия».
Во главе персидского государства в «Киропедии» стоит царь, который «первым выполняет свои обязанности перед государством, обладая установленными государством правами, мерой которых служит закон, а не его собственная воля». При этом контроль за соблюдением законов царем осуществляется старейшинами. Тиран же «решает все дела, сообразуясь с собственной волей»1.
Ксенофонта занимала значительная разница между царем и тираном в их поведении в отношении с подданными. Следует отметить, что Ксенофонта всегда занимал вопрос: как добиться того, чтобы подданные или подчиненные беспрекословно повиновались?
Тиран должен сформировать в общественном сознании светлый образ человеколюбивого, благодарного, заботящегося о своих подданных правителя.
У Ксенофонта мы находим противопоставление человеческой личности и ее жизни материальным вещам, имуществу, деньгам: «сохранить тело и оружие», «содержать стражей для имущества и тела», «захватить в городе имущество и тела, деньги, города. Воин именуется телом, а «свободные тела» – это пленные из свободных граждан1.
Таким образом, у Ксенофонта мы не находим момента гражданственности, но зато его «личность» оценивается наравне с имуществом, деньгами, оружием, то есть является тоже материальным фактором, например, в ведении войны, хотя и определенно ему противопоставляется. Впервые у Ксенофонта личность имеет оттенок несвободной личности, пленного, то есть человека, который, будучи по природе свободен, в силу обстоятельств теряет эту свободу.
Государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, и в мирное время благоденствуют и на войне неодолимо.
Единодушие граждан есть величайшее благо для государства.
Если граждане соблюдают законы, то государство бывает очень сильным и благоденствует, а без единодушия ни государство, ни домашнее хозяйство процветать не могут.
Единственный путь создания государства – это завоевание богатых, но слабых в военном отношении соседних народов. Причем афинский аристократ считает это завоевание правовым средством: «Во всем мире извечно существует закон: когда захватывается вражеский город, то все в этом городе становится достоянием завоевателей – и люди, и имущество. Стало быть, вы вовсе не вопреки закону будете обладать тем, что теперь имеете, а наоборот, лишь по доброте своей не лишите побежденных того, что вы им еще оставили»2.
Структура государства у Ксенофонта сложна и разнообразна.
Во главе стоит царь, он заключает договор со старейшинами персидского народа.
Общественная структура государства, по Ксенофонту, представляет собой строго иерархическую лестницу, основание которой составляют порабощенные вавилоняне, ввергнутые завоевателями «в крайнюю нужду, чтобы можно было сильнее принизить их и легче удерживать в повиновении»1.