Важно оговорить, что применительно к животным как таковым все термины морали - сотрудничество, любовь, семья, иерархия и т.п. употребляются метафорически, в переносном значении. Т.е. реализации этих поведенческих стереотипов у них не предшествует мысль, намерение, присущие только людям. Животное ведет себя так, а не иначе просто потому, что стихийно уходит от опасности, стремится к успеху выживания, лучшему приспособлению к среде обитания. Не понятия о добре и зле движут животными, а борьба за существование. Когда, допустим, собака слушается хозяина, ищет его внимания, защищает членов ее семьи, она всего лишь копирует отношения в стае волков или шакалов. Вплоть до попытки взрослеющего самца занять место лидера в стае (у домашней собаки - согнать рычанием жену хозяина с дивана и самой расположиться там).
Социобиологи отнюдь не утверждают, что человек остался по своей природе зверем. Они признают, что решающее значение на поведение людей оказывает культура того общества, в котором человек рождается и живет. Однако они обращают внимание, что и формы этой культуры, и само поведение на основе культурных ценностей и норм во многом подвержены влиянию человеческой биологии, индивидуальным и коллективным законам общеживотных инстинктов. В одних случаях влияние биологии на людское поведение большее, в других меньшее. Чаще всего оно спрятано, завуалировано внеприродными, культурными символами. В итоге, современная философия примиряет биологию и этику, предлагают целостное понимание человека, в поведении которого общественные, культурные ценности формируются на основе биологических телесных возможностей и способностей нас как своего рода сверхприматов. Ни переоценить, ни игнорировать животные начала в людях не стоит, это чревато лишними недоразумениями и даже опасностями.
1. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. М., 1985.
2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна, примитив, ребенок. М., 1993.
3. Де Джордж Р.Т. Д.еловая этика. Учебный курс для колледжей и университетов. М., 2003.
4. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: беседы о человеке в компании птиц и зверей. М., 1994; 2-е изд. СПб., 2003.
5. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М., 2001.
6. Кон И.С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века // Вопросы философии. 2001. № 8.
7. Кэрригер С. Дикое наследство природы. М., 1973.
8. Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). М., 1994.
9. Лоренц К. Год серого гуся. М., 1984.
10. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1980.
11. Лоренц К. Человек находит друга. М., 1997.
12. Лоренц К. По ту сторону зеркала. М., 1999.
13. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: психобиология, этология и эволюция. М., 1988.
14. Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения homo sapiens. СПб. - М., 2003.
15. Резникова Ж.И. Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале эксперимента. М., 2000.
16. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.
17. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993.
18. Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975.
19. Шовен Р. От пчелы до гориллы. Поведение животных. М., 1972.
20. Эрман Л., Парсон П. Генетика поведения и эволюции. М., 1984.
21. Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы / Под ред. М.Л. Бутовской. М., 1999.