ГОУ ВПО "Курский Государственный Медицинский Университет"
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
по философии на тему:
"Поведение"
Выполнил: Шульгинов
Антон, 2-БТ, 1 группа
Проверил: Немеров
Евгений Николаевич
Курск, 2009
Люди когда-то произошли от животных. И остались животными - в каком-то смысле, отчасти. С другой стороны, человек заметно отличается от животных, превосходит их всех без исключения по всем статьям (включая физическую силу, недостаток которой перекрывается оружием). Ведь люди наделены разумом - способностью мыслить логически, творить смыслы культуры, действовать целесообразно. Человеческое поведение гораздо сложнее и противоречивее, чем у животных, даже самых развитых - приматов. Однако игнорировать наше поведенческое сходство с животными, прежде всего высшими, было бы близоруко, опрометчиво. Ведь наши организмы очень похожи. Значит, нелепо игнорировать сходство животной и человеческой психики. Надо вдумываться в сложную систему репродуктивного и творческого в жизнедеятельности животных и людей, а особенно биологического и социального в поведении человека.
Само понятие поведения должно корректироваться применительно к разным уровням живой природы. По отношению к простейшим организмам, растениям о “поведении” можно говорить только в переносном смысле: они целиком зависят от внешней среды и в очень ограниченных пределах могут изменяться в ответ на ее влияния. Поведение же в собственном смысле этого слова появляется вместе с психикой и ее материальной основой - нервной системой животных. Их высшая нервная деятельность, точнее - её результаты по регуляции жизнедеятельности организма, активное взаимодействие организма со средой и называется поведением. Оно, поведение, складывается из внутренней (психической, образной) и внешней (двигательной, вообще оперативной) активности живого существа.
У животных, - и низших (например, насекомых, рыб), и высших (млекопитающих, особенно приматов) поведение соткано из сложной гаммы безусловных и условных рефлексов. Напомню, что устойчивая система безусловных (врожденных) рефлексов, наследственная для определенного вида называется инстинктом.
Такие базовые инстинкты, как пищевой - утоления голода, половой - продолжения рода, самосохранения-перемещения, агрессии, т.п. - образуют безусловно необходимый фундамент поведения любого животного. Нарушения инстинктивной программы поведения у животных практически исключены и, как правило, губительны, если не сразу для отдельной особи, но в будущем для данного вида.
Вместе с тем, у всех видов животных врожденная программа поведения является более или менее пластичной, она всегда дополняется приобретенными за счет условных рефлексов способностями. Условные рефлексы то и дело вмешиваются в инстинкты, но не отменяют, а только дополняют, поправляют их - в зависимости от изменений не только внешней среды обитания в тот или другой момент времени, но и внутреннего состояния определенного организма. Например, реакция птицы-самки на яйцо запрограммирована рефлекторно (поведение насиживания птенцов), однако будет ли эта реакция реализована и насколько упорно, зависит от текущего функционального состояния наседки (прежде всего от ее гормонального статуса - количества в её крови секретируемого гипофизом гормона - пролактина; возраста особи). Нормальный человек накануне возможного акта любви рефлекторно отреагирует сексуальным возбуждением, тогда как религиозный фанатик Иисус Христос гневно отвергает все домогательства красивой женщины Марии Магдалины, а, допустим, замученные службой новобранцы в армии на сколько угодно эротическом фильме просто уснут.
Выдающийся русский физиолог Леон Абгарович Орбели разработал убедительную концепцию постнатального “дозревания" врожденных безусловных рефлексов под влиянием и при взаимодействии с условными. Наконец, кроме рефлексов (и безусловных, и условных) поведение многих пород птиц и высших животных регулируется еще и примитивным интеллектом - способностью решать новые, нестандартные задачи путем несложного анализа и синтеза получаемой информации в прямом контакте с ее источником (окружающей средой).
Наука о поведении животных, его сложных формах в их естественной среде обитания называется этология (от греч. “ethos” - характер, нрав, обычай). Основателями этологии признаны Нобелевские лауреаты по физиологии и медицине за 1973 г., увенчанные ею именно за работы на данную тему - Карл фон Фриш, Конрад Лоренц (1903-1989) (Германия), Николас Тинберген (1907-1988) (Голландия). Решение Нобелевского комитета на сей счет гласило: “За создание и использование на практике моделей индивидуального и группового поведения".
Став людьми, наши далекие предки и их многочисленные копии - потомки, т.е. все представители вида Homo sapiens, тем не менее сохранили важнейшие инстинкты - врожденные программы поведения всех животных, в особенности млекопитающих, прежде всего - приматов. В нашей обычной речи слово “инстинкт" как правило означает что-то низменное, чаще всего дурное, что лучше подавлять в себя и скрывать от окружающих. Сказать человеку: “Ты животное! ”, “Ты не контролируешь своих инстинктов” и т.п. означает оскорбить его. Однако в научном смысле слова, как понятие биологии и психологии, инстинкт - никакое не зло, а благо, гигантское, неоценимое завоевание эволюции живой природы. Организм в этом смысле можно сравнить в компьютером, а инстинкты - с его программами, редакторами (например, “Лексиконом" или “Windows", т.п.). Чтобы начать действовать, мозгу, ЦНС, всему организму нужно “разбудить” заложенную в генах рефлекторную программу поведения. Эта программа вбирает в себя огромный опыт приспособления предков данного вида к среде их обитания, борьбы и сотрудничества этих животных со средой, друг с другом и с другими видами животных. Естественный отбор уничтожил тех животных, которые реагировали не вызовы среды неадекватно. Успешные же реакции в своем большинстве сначала бывали просто случайными, но именно они закрепились в потомстве удачливой особи, легли в основу той самой инстинктивной программы выживания вида, которая сегодня выглядит такой целесообразной, гармоничной.
Если человек слишком долго и слишком упорно поступает наперекор инстинктам, формирует у себя неадекватные условные рефлексы (например, проповедует половое воздержание или непротивление злу насилием) это в какой-то степени подрывает его физическое и психическое здоровье, превращается в фанатика или юродивого. Как это выглядит на примере полового инстинкта, показал З. Фрейд в своей теории неврозов бессознательного. Похожий по своим плачевным последствиям результат получается, если, наоборот, целиком и полностью отдаться инстинктам (что художественно изображено Р.Л. Стивенсоном в “Странной истории доктора Джекиля и мистера Хайда”).
К счастью для нас, все инстинкты у людей подверглись мощному преобразованию, своеобразной цензуре. В роли надзирателя за природными влечениями выступают, во-первых, общество, коллективные интересы человеческого общежития; а во-вторых, сама отдельная личность с ее разумом, творческими целями в жизни. Чтобы возвыситься над природой, преобразовать ее в своих целях, увеличить продолжительность и качество своей жизни, наполнить ее особыми смыслами и ценностями, людям потребовалось ограничить инстинкты. В норме, в массовом своем проявлении ни один инстинкт не действует у людей непосредственно, так, как у животных. Поэтому все аналогии между людьми и животными остаются в той или иной степени условными, нуждаются в оговорках, поправках, добавлениях.
Отдельные научные дисциплины, изучающие людей, акцентируют разные стороны в их поведении. Социобиология занимается животным наследием в людской активности. Это, можно сказать, этология человека. Основоположником данной дисциплины считается Э. Уилсон (США), который в 1975 г. опубликовал книгу “Социобиология: новый синтез”. Согласно наблюдениям социобиологов, многие формы поведения человека прямо или косвенно восходят к программам поведения млекопитающих и особенно приматов. Называя такие общеживотные формы поведения стереотипными, Уилсон выделял среди них:
защиту определенного места обитания;
агрессивность (как опережающую защиту жизни и достоинства особи);
шаблоны сексуального поведения;
непотизм (от лат. nepos - внук, племянник), т.е. семейную солидарность, стайность, стадность; покровительство родным и близким людям.
Приведу примеры (далеко не все возможные) этих поведенческих стереотипов у людей, своими корнями уходящих в животный мир.
Защита территории - необходимое условие выживание животного, особенно стайных видов. Стадо как целое окарауливает необходимую для жизнедеятельности, прежде всего питания площадь; отдельная особь внутри стада цепляется за отведенный ей в стадной иерархии участки пространства (при отдыхе, кормлении, передвижении). Так стадо павианов периодически обходит свой участок леса и следит, чтобы другие стада обезьян не заходили сюда; попытки сделать это заканчивается угрозами, а если они не действуют, то драками. Так же собаки и кошки метят тот участок двора, улицы, поля, на который они претендуют. Даже малая размером и слабая собака будет отчаянно драться, находясь в своем дворе или возле своего дома; по мере же удаления от своей территории ее агрессивность будет резко снижаться.
История человеческого общества знает множество войн между племенами, государствами, общинами из-за территории. Во многих таких войнах территориальные конфликты были всего лишь поводами, прикрытием совсем других целей агрессии. Очень часто агрессия вообще самоцельна - “Я дерусь потому, что дерусь”, как говаривал Портос у А. Дюма. Подростки дерутся двор на двор, улица на улицу, район на район, класс на класс и так формируют ценимые ими физические и психические качества. В армии драки продолжаются между призывами, а в последнее время - между землячествами (как происходит такая драка можно прочесть в повести С. Каледина “Стройбат”). Как видно, под флагом защиты своей территории чаще всего решаются совсем другие задачи, чем просто обеспечение собственного места под солнцем. Перед нами чаще репетиция возможностей, тренировка готовности отразить угрозу собственной территории, проверка дееспособности лидеров и новичков в микрогруппе.