Смекни!
smekni.com

"Капитал" Карла Маркса - трактат, изменивший мир (стр. 4 из 4)

До Маркса школа материализма и школа диалектики существовали раздельно. Философы Демокрит, Эпикур, а также знаменитые французские просветители XVIII во главе с Дидро – материалисты. А Гераклит и представители немецкого классического идеализма такие, как Кант и Гегель – диалектики. Первые мыслили материальное без диалектики, а вторые обсуждали диалектические явления, не видя в них материальной основы. И только Маркс осознал плодотворность единства этих двух направлений философской мысли. Он обогатил концепцию материализма, углубив представление о бытии на основе законов диалектики. Всякое бытие по Марксу обусловлено материальностью реального мира, в котором источником (причиной) всякого движения является диалектическое противоречие. Осуществив этот исторический синтез, он создал новую философию.

Маркс не просто "позаимствовал" учения старых материалистов и старых идеалистов-диалектиков, синтезировав их воедино. Его величайшей догадкой является убеждение в том, что научным и до конца последовательным материализм может быть лишь став диалектическим, а подлинно научной диалектика может быть лишь став материалистической. Отныне эти две стороны составили замечательное целое науки, обладающей поистине неограниченной широтой подхода. Она является всеобъемлющей, она – наука наук, как и подобает быть подлинной философии.

Связывая воедино учение о бытии, об объективном мире с учением об отражении его в человеческом сознании, эта философия представляет собой теорию познания и логику. Диалектический материализм выработал, в частности, новый взгляд на историю, на развитие общества, его законы. При этом нельзя не отметить, что никакая альтернативная философия до сегодняшнего дня не смогла предложить мировоззрения, более широкого и более адекватного действительности.

Марксов диалектический материализм – это квинтэссенция всей европейской рационалистической мысли, имеющей многовековую историю поступательного развития. Сегодня не существует ни одной науки, которую можно считать свободной от влияния этой философии. Математика, физика, астрономия, биология и т.д., каждая из них обнаружила в себе диалектичность и своими достижениями блестяще подтвердила плодотворность тех философских концепций, которые сформулированы в трудах Маркса. Эвристическое значение его идей вряд ли может быть исчерпано.

Большой вклад он осуществил в политическую экономию и общественные науки. Его главное произведение "Капитал" представляет собой скрупулёзное исследование производительных сил капиталистического общества и важнейших производительных отношений.

Владимир Ленин попытался объяснить значение труда "Капитал" для социологии и экономики в своей работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов": "Потому-то "Капитал" и имел такой гигантский успех, что эта книга ... показала читателю всю капиталистическую общественную формацию как живую ... Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, "богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, - так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноисторический процесс".

От диалектики труда Маркс перешёл к сущности капитала и анализу диалектики отношений, составляющих основу всего капиталистического общества. Научная ценность теории Маркса состоит в том, что он показал, что капитал, будучи частным, обращается и функционирует как феномен общественных отношений. Маркс раскрыл социальную функцию труда, показав, что она имеет широчайший диапазон значений от индивидуальной деятельности до исторического общественного производственного процесса, пронизывая все сферы общественной жизни.

Особое значение труды Маркса имели для развития русской и позднее советской философии XX века. Принято считать, что всякая философия социалистического общества строилась на идеях Маркса, однако это не совсем верно.

Перевод "Капитала" на русский язык, выполненный Н. Даниельсоном, стал первым переводом этого труда на иностранный язык. Книга была выпущена в апреле 1872 года тиражом 3000 экземпляров. Цензоры сочли это исследование не слишком "опасным". Издание "Капитала" на русском языке вызвало оживление в прессе. Отклики по большей части были сдержанными, но положительными. Разумеется, идеи Маркса чрезвычайно заинтересовали оппозиционно настроенные круги, чему способствовали отклики на марксизм в печати и распространение других работ Маркса и Энгельса. В.И. Ленин утверждал, что "русская общественная мысль выстрадала марксизм".

В конце 19 – начале 20 века в развитие марксизма признанными авторитетами были лидеры Интернационала – А. Бабель, К. Каутский, П. Лафарг, Э. Бернштейн, Г. Плеханов и др. Они очень много сделали для распространения, популяризации и пропаганды новой философии.

Существенный вклад в дальнейшее развитие диалектико-материалистической философии уже в новых исторических условиях внёс В.И. Ленин. Он решительно выступал против догматического подхода к философии, смело отбрасывал положения, верные для своего времени, но потерявшие значимость в изменившихся условиях. В результате, философское течение, занявшее господствующую позицию в нашей стране, было названо марксизмом-ленинизмом.

Диалектико-материалистическая концепция оказала большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли как в нашей стране, так и за рубежом. Однако историческая судьба этого наследия оказалась сложной, а подчас и драматичной. В период культа личности И. Сталина и в дальнейшем идеологическое оправдание порочной экономической, политической, социальной практики постоянно осуществлялось на основе декларируемого предельного уважения к диалектико-материалистическому учению. Однако в действительности многие идеи искажались, более того, на практике порой действовали даже вопреки теории.

Собственно интерес к изначальным теориям Маркса и его философским и экономическим трудам возник у советских учёных только после длительного периода застоя в философии, вызванного наслаждением сталинского культа. С начала 60-х гг. одна за другой выходили книги, посвящённые раскрепощённому творчеству, новому прочтению классиков. Это работы М.М. Розенталя, Э.В. Ильенкова, Л.А. Маньковского, Б.М. Кедрова, Н.И. Лапина, В.В Кешелавы, В.А. Вазюлина. Рассматривались проблема соотношения идей раннего и позднего Маркса, анализировалась внутренняя логика и диалектика "Капитала", изучались гуманистические аспекты "Экономическо-философских рукописей 1844 года".

На протяжении всего существования Советского Союза, а значит, и господства ленинизма философы продолжали работать в марксистской парадигме, которая с одной стороны, сковывала, а с другой – задавала чёткие теоритические "правила игры", расставание с которыми в наше время повлекло за собой немалую мировоззренческую растерянность и эклектическое смешение методологических установок.

Марксистская теория оказала большое влияние на многих мыслителей XIX и XX века. В XX веке под влиянием марксизма возникло философское течение под названием неомарксизм, которое интерпретировало идеи Марса под углом зрения современности. Он возник из сознательной установки на трансформацию марксизма или синтез его с другими направлениями философской мысли. Так родился фрейдомарксизм Э. Фромма, экзистенциалистический марксизм, сложившийся во Франции под влиянием "позднего" Ж.П. Сартра, феноменологический марксизм, распространённый в США и Италии (Э. Пачи, П. Пиконе и др.), структуралистскийвариант неомарксизма (Л.П. Альтюссер и его последователи).


Заключение

Карл Маркс был убеждён, что долг философа – не только объяснить мир, но изменять его. Всю свою жизнь, все свои силы он посвятил тому, чтобы создать универсальное философское течение, единое и верное для всех эпох и народов, он бесспорно всей душой желал изменить этот мир. И не нам судить, что было движущей силой его деятельности – честолюбие или вера в свою способность сделать будущее человечества счастливым, освободить людей от бремени капиталистических противоречий. Так или иначе, пытливый ум Маркса, его мировоззрение, претерпевшее влияние Гегеля и Фейербаха, пришедшее от идеализма к крайнему материализму, формировались и развивались в очень благодатных для этого условиях. Бурное развитие экономики и, как сдедствие, частые кризисы, борьба демократии и монархии, неопределённость политической системы, возникновение новых классов – буржуа и пролетариата – и явная неравномерность распределения благ и прав между ними – всё это требовало появления на свет какой-то принципиально новой концепции и сильного, умного, волевого человека, способного сформулировать её и донести до масс. Не стань этим человеком Маркс, у мощного рабочего движения появился бы другой пророк, но это было неизбежно. Но возможно, не появилось бы такого труда, как "Капитал". На первый взгляд, этот экономический трактат никак не может быть связан с философией, он посвящён исключительно анализу капиталистических отношений, выявлению их слабых сторон, доказательству того, что существуют более эффективные формы экономической и политической организации общества. Но, во-первых, течение марксизма само по себе сосредоточено на материальных объектах – именно тех, которыми владеет экономика. Во-вторых, согласно Марксу, "не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание". То есть, наша способность воспринимать этот мир и осознавать себя как часть его напрямую зависит от общества, в котором мы существуем, его устройства, законов, комфортности для жизни. И наконец, все основные законы диалектики, рассмотренные Марксом на основе теории Гегеля, находят своё отражение в "Капитале" в виде закономерностей экономических отношений. Трагедия Маркса – исследователя состояла в том, что созданная им социально-экономическая теория объединяет в единое целое несовместимые альтернативы. При анализе каждой из альтернатив Маркс проявляет себя незаурядным исследователем, вносящим вклад в развитие экономической мысли. Однако пользоваться его теорией как целым опасно, поскольку это целое ложно (логически несовместимое, как утверждает логика, как утверждает логика, не просто ложно, оно необходимо ложно). А из логически ложной теории можно получить, не совершая при этом никаких логических ошибок, любые утверждения, что было известно уже древним софистам. Этим и занимались впоследствии марксисты, пока не обнаружилось, что теория Маркса бессильна, потому что она ложна. Отмеченные "прорехи" в учении Маркса нельзя объяснить недостатком его научной проницательности, так как Маркс обладал выдающимися исследовательскими способностями. Скорее всего, их появление вызвано тем, что он хотел быть не просто учёным, а пророком, вещающим неведомую остальным Истину. Тем не менее, едва ли какой-нибудь философ смог, создав один труд, повлиять сразу на философию, экономику, политику, историю, идеологию и ряд естественных наук. Карлу Марксу удалось именно то, чего он так сильно желал, - не просто объяснить мир, а изменить его. Возможно, он изменил его не так, как хотелось бы ему самому, ведь философскими идеями пользовались как орудием при разрушении государств и борьбе за власть, при агитации народа и его же дискриминации. Однако не представляется возможным, что в ближайшие годы Карл Маркс и его труд "Капитал" будут абсолютно забыты или окончательно развенчаны. Идеи марксизма не всегда истинны в последней инстанции, но они всё же оказались близки большому количеству людей и благодаря этому живут уже не первое столетие.


Список литературы

1. http://www.nuru.ru/philos/016.htm

2. Краткий очерк истории философии /под ред. Щербиной И/. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.

3. http://www.biografia.ru/about/filosofia50.html

4. Введение в философию: учебник для вузов в 2 ч. Ч. 1 /под ред. Фролова И./. – М.: Политиздат, 1989.

5. История философии в СССР. Т.3. /под ред. Н.И. Кондакова/. – М.: Наука, 1968.

6. http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/kapital1-01.html#d1

7. http://www.i-u.ru/biblio/archive/marx_3/01.aspx

8. Философия: учебник для вузов/ под ред. Кононвича Л. и Медведевой Г./. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995.

9. Маркс. К, Энгельс Ф. Сочинения. Т.23. – М.: Издательство политической литературы, 1978.

10. Всегда человек (Маркс) /сост. Лесневский С/. – М.: Молодая гвардия, 1968.